4. Создание оптимальных условий воспитания.
5. Определение на основе поставленной цели и стратегических задач содержания воспитания.
6. Воспитание процесс творческий.
7. Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.
В педагогике термин «воспитание» употребляется в трёх смыслах:
А) в широком социальном – воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием социальной окружающей действительности. Ведущую роль играют социальные институты общества, общественные организации, средства массового воздействия.
Б) в широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный целенаправленный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений.
В) в узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.
Объектом воспитания выступает ребёнок, субъектом воспитания являются педагог, школа, семья, средства массовой информации, общественные институты, всё общество в целом
Задачей воспитания является организация взаимодействия, обладающего максимальным воспитательным потенциалом. Воспитание – это формирование личности как творца своей личности и своей судьбы. Оно готовит человека к субъективной деятельности, вырабатывая психологические предпосылки. Воспитание служит формированию нравственности. Решение этой задачи – смысл воспитания, потому что, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности. Задачи подразделяются на стратегические и тактические.
Целью воспитания является формирование целостной, всесторонней развитой личности. В своей работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных [17]. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, т.к. назначение воспитания – формирование такой личности в которой нуждается общество. Наряду с общей целью воспитания, целью-идеалом, должна существовать в воспитании индивидуальная цель для каждого воспитанника [17].
Существует классификация системы целей по иерархической структуре:
- общая цель воспитания;
- цель воспитания детей определённого возраста;
- цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;
- цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определённой направленности;
- воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Существуют классификации целей по другим основаниям. Так Т.А.Ильина даёт свою классификацию целей:
- общая или генеральная, цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности;
- педагогические цели на определённом этапе формирования личности;
- оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия [17].
По нашему мнению, наиболее полной является классификация целей по иерархической структуре.
Суть воспитания состоит в формировании жизненной позиции воспитанника по отношению к окружающему миру.
Содержанием воспитания является обеспечение воспитаннику активной позиции в организованной воспитателем воспитывающей деятельности.
Основные функции воспитания:
1. сохранение, передача и воспроизводство культуры;
2. социализация и адаптация;
3. развитие творческого потенциала личности;
В педагогике различают три группы методов воспитания, соответствующих целенаправленной деятельности воспитателей и организованной целенаправленной деятельности учащихся:
1.методы убеждения:
а) показ, рассказ сущности дела с объяснением его важности, полезности;
б) личный пример;
в) практическая деятельность с отдельными учащимися, практическая помощь каждому (метод приучения);
г) поощрение;
д) наказание;
е) осуждение;
ё) одобрение;
2. методы упражнения:
а) практическая самостоятельная деятельность учащихся, когда идея подаётся учителем;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.