5. Воспитательный процесс эффективен, если ребёнок в нём воспринимается как целостная личность со всеми недостатками и достоинствами, разнообразными проявлениями в различных сферах жизнедеятельности, со всеми трудностями и противоречиями роста, со всей системой многообразных отношений к окружающему миру. Данная закономерность требует целостности воспитательных влияний, их разумной инструментовки. Единство и целостность проявляется в воздействии на все три сферы отношения (эмоциональную, поведенческо-деятельностную, рациональную), во взаимодействии семьи, школы и внешкольных учреждений; в едином стиле и тоне отношений к ребёнку; в гармоничном сочетании употребляемых в процессе воспитания методов, средств, педагогических приёмов.
6. Воспитание процесс парадоксальный [8,с. 103-106]
В практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов воспитания, представляющих собой общие руководящие положения, определяющие его сущность, содержание и методику, основные требования. Их совокупность определяется общей целью и характером воспитания.
Следует выделить следующие принципы воспитания: принцип целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; принцип культуросообразности; принцип связи воспитания с жизнью; принцип единства, целостности и преемственности в воспитании; принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть; принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой; принцип учёта возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
Особенностью воспитания является сопротивление воспитанию воспитанниками. «Сопротивление воспитанию – это такое состояние воспитанника в воспитательном процессе, которое выражается в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий до всей воспитательной системы в целом)»[8, с.140].
Сопротивление воспитанию может выступать:
а) как следствие отклонений в физическом и психическом развитии школьника;
б) как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания;
в) как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми;
г) как неприятие жизненной позиции окружающих людей;
д) как реакция на неадекватные средства, методы и приёмы воспитания;
е) как протест против авторитарного давления на личность в жизни и в воспитании;
ё) как защитная реакция на обиды, унижения, оскорбления;
В таких случаях «сопротивление воспитанию» выступает как способ самосохранения, самоутверждения, как средство самозащиты. Данное явление может быть как групповым, так и индивидуальным.
Причиной возникновения сопротивления воспитанию следует считать несоблюдение условий для полноценного развития личности ребёнка. Эти негативные условия возникают вследствие влияния групп причин разного уровня, накладывающихся одна на другую и образующих в каждом конкретном случае воспитания свою собственную сложную совокупную причину сопротивления, включающие в себя как глобальные, мировые причины, так и социальные (экономические, политические и т.д., современные реалии детства), психофизиологические (здоровье, состояние развития, отставание или забегание вперёд в развитии), педагогические (как условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).
Существуют идеи, реализация которых позволяет успешно преодолевать сопротивление воспитанию:
1. Воспитывать, не делая упор, на то, что воспитываешь;
2. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять воспитываемого таким, каков он есть, затем понять, изучив причины, природу возникновения негативных явлений и найти адекватные меры реабилитации ( создание воспитывающей среды, индивидуальный подход)
3. Широко использовать в воспитании метод сублимации – перехода с одних ценностных ориентаций и видов деятельности на другие, более социально ценные.
4. Начинать с малого, лёгкого, простого, но с быстро ощутимым результатом.
5. Чаще использовать уже имеющиеся знания, навыки и умения или их элементов для формирования новых.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.