Но помимо образовательных целей урока, существуют так, же воспитательная и развивающая цели. Воспитательная цель урока предполагает формирование у студентов определенных свойств личности, черты характера. Но воспитать какие-либо качества личности, черту характера в течении одного урока невозможно. На уроке, возможно, создать ситуации, помогающие формированию определенных черт характера. В этом и состоит специфика воспитания школьников на уроке.
Глава 2.2 Специфика воспитания школьников во внеурочной деятельности
К внеурочной деятельности относят работу с учащимися классных руководителей и других школьных работников проводимую во внеурочное время, не имеющая специально выраженного предметного характера. Данная работа организуется и проводится работниками школы.
Всё многообразие форм воспитательной работы с учащимися подразделяется в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:
1. познавательные формы (экскурсии, фестивали, газеты, походы, тематические вечера, секции, студии, выставки и др.);
2. формы управления и самоуправления школьной жизнью (линейки, митинги, часы классных руководителей, собрания, стенная печать, заседания представительных органов ученического самоуправления и др. );
3. развлекательные формы (утренники и вечера, «посиделки» и др.);
Каждая из используемых форм педагогического процесса несколько воспитательных задач.
Наиболее часто встречающимися формами воспитательной работы являются собрание и классный час, а также коллективное творческое деловое воспитательное мероприятие
Собрание – это форма воспитательной работы, рассматриваемая как высшая форма ученического самоуправления. Особенность собрания состоит в том, что педагоги имеют право решающего голоса.
Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов небольшое (1-3 вопроса), по каждому вопросу предусматривается доклад, обсуждение и принятие решений. Ведёт собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. Ход обсуждения и принимаемые решения записываются в протокол собрания.
Отличия классного часа от собрания заключаются:
- основная функция классного часа – обогащение учащихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование навыков и умений нравственного поведения, а функции собрания состоят в организации жизни коллектива, выражении коллективного мнения о путях и способах решения общих задач;
- классный час это в основном неформальное общение классного руководителя с воспитанниками и воспитанников между собой, рассчитанное на максимальный учёт их индивидуальных особенностей и обеспечение личностного подхода в воспитании, в то время как собрание это официальный орган общественного самоуправления.
На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (методика КТД), родившаяся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Суть совместно-разделенной деятельности в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому. На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидными предлогами все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности. Главное - тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и случая, когда он уходит от деятельности вообще.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.