- последовательность изложения в соответствии с целью и планом;
- выделение и подчёркивание, а при необходимости повторение главной мысли или идеи;
- убедительность и достоверность освещаемых фактов;
- простота, доступность языка изложения;
- краткость рассказа;
- эмоциональность изложения;
Объяснение – это доказательное, с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала. Педагогические требования предъявляемые к общению:
- отчетливая постановка вопроса и цели предстоящей работы;
- выявление структуры изучаемого объекта, а так же закономерных связей между его частями;
- выделение существенных свойств и сторон изучаемого объекта;
- обращение к учащимся с вопросами, побуждающими их следить за ходом рассуждений учителя, а так же делать самостоятельные выводы;
- использование наглядных пособий, приведение убедительных примеров, демонстрация опытов;
- раскрытие причин и следствий изучаемого процесса или явления;
- точное формулирование вывода, закона или правила в конце объяснения;
Беседа – это диалог учителя и учеников, в котором учитель путём постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит к усвоению и пониманию новых знаний. Условиями успешности беседы являются:
- правильно определять тему, соотнося её с наличием времени и подготовки учащихся;
- обеспечить понимание учащимися конкретной учебной задачи и их заинтересованность в учебной задаче;
- составить план беседы, сформулировать основные вопросы;
- учитывать в ходе беседы изменение отношения учащихся к обсуждаемой проблеме;
- подвести итоги беседы после обсуждения намеченных вопросов;
Попытаемся сформулировать требования к форме вопросов:
- логическая чёткость и краткость формулировки вопроса;
- ясность и понятность вопроса учащимся;
- гибкость формы и содержания, варьирование формулировок при общей единой направленности к цели;
- последовательное нарастание трудности вопросов;
- не задавать «двойных», «тройных» вопросов, а так же вопросов на которые можно дать несколько правильных ответов;
- избегать вопросов, содержащих готовые ответы в самих формулировках, а так же альтернативных вопросов;
- вопросы должны ориентировать учащихся на ответы в форме полных предложений, рассуждений определённых сравнений и доводов, а так же на вычленение существенных признаков, формулирование выводов.
Школьная лекция – это последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы. Для лекции характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов её решения, а так же современного её состояния и возможного направления дальнейшего развития.
Работа с книгой – это метод обучения, при использовании которого формирование умений или овладение знаниями происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями (учебники, пособия, словари). Наиболее часто используются следующие приёмы работы с книгой:
- предварительное ознакомление с материалом;
- повторение пройденного с целью восстановления в памяти знаний, необходимых для изучения нового;
- выполнение заданий учителя по работе с текстом;
- чтение научно-популярной и художественной литературы, документов для подтверждения теоретических положений учебника и самостоятельного формулирования выводов;
- подготовка рефератов, докладов, сообщений по отдельным вопросам;
Попытаемся сформулировать требования для работы с книгой:
- правильный отбор материала для повторения или самостоятельного изучения;
- обязательное рассмотрение на уроке наиболее трудных положений учебника;
- посильность задания для учащихся;
- проведение инструктажа для ориентации учащихся в объеме, содержании и основных приёмах работы;
- контроль за результатами домашней работы, а так же наблюдение за работой учащихся на уроке;
- помощь в освоении основных приёмов работы с книгой;
- сочетание с другими методами, обеспечивающими воспитательное воздействие содержания книги;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.