Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 14

- создание и обеспечение условий для получения значимого для личности и общества результата труда.

- ознакомление с научными и практическими проблемами, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;

- создание материально-технических и организационных условий творческой деятельности по разным направлениям – по всем учебным предметам, изучаемым в школе; 

- одобрение успехов и публичное признание достижений каждого в интеллектуальном труде;

Душевный труд можно подразделить на следующие подвиды: индивидуально-нравственный труд; повседневно-семейный труд; корпоративно-производственный труд; благотворительный труд; миссионерско-просветительский труд. В.А. Сухомлинский считал, что «Труд души – это значит страдать, болеть страданиями и болями человека, прежде всего матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий – они благородны. … Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящей из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя» [13, с. 474-475].

Значение труда как средства воспитания заключается в том, что только в труде – физическом, интеллектуальном и душевном – воспитанники становятся неповторимыми личностями и настоящими гражданами.

В качестве средств воспитания выступает и используется педагогом всё, что нас окружает, кроме человека. Обычно в качестве средств воспитания используют общение, учение, игру и труд.

Выводы по первой главе

Таким образом, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие индивидуальности личности ребёнка. Основной смысл воспитания заключается в формировании нравственности.

Также необходимо помнить, что процесс воспитания вызывает сопротивление воспитанию воспитанниками.

В качестве средств воспитания выступает и используется педагогом всё, что нас окружает, кроме человека. Обычно в качестве средств воспитания используют общение, учение, игру и труд.

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2.1 Специфика воспитания школьников на уроке

В педагогике урок представляет собой форму организации учения, в которой учитель в определённый промежуток времени (40-45 минут), используя разнообразные методы, организует усвоение группой учащихся одного возраста конкретной суммы знаний, навыков и умений по определённой учебной дисциплине.

Функции урока заключаются: в обеспечении усвоения знаний и формирования умений; в развитии творческих способностей учащихся; в воспитании учащихся в определённом направлении. Но выполнение всех этих функций на каждом уроке в одинаковой мере невозможно. Поэтому в зависимости от решаемой основной дидактической задачи выделяются уроки изучения и усвоения нового материала, уроки контроля и оценки результатов учебной работы, и уроки закрепления, повторения и обобщения изученного, выработки навыков и умений и применения усвоенных знаний. По своей структуре уроки такого типа являются простыми т. к. в ходе урока решается только одна какая-либо дидактическая задача. Однако в практике обучения такие уроки встречаются редко.

Помимо образовательных целей урока, существуют так же воспитательная и развивающая цели. Воспитательная цель урока предполагает формирование у студентов определенных свойств личности, черты характера. Но воспитать какие-либо качества личности, черту характера в течении одного урока невозможно. На уроке, возможно, создать ситуации, помогающие формированию определенных черт характера.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" основными воспитательными целями являются: