Содержательный анализ воспитания школьников. Специфика воспитания школьников урочной и внеурочной деятельности, страница 5

6. Сделать акцент на поднятии престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих.

7. Применять особую инструментовку методов и приёмов воспитания при преодолении сопротивления воспитания.

8. Помочь найти близкое по духу существо.

9. Особое внимание педагогов необходимо обратить на преодоление одиночества детей, отличающихся «сопротивлением воспитанием», в котором они нередко пребывают, превращая одиночество в уединение.

10. В каждом конкретном случае сопротивления воспитанию педагог вырабатывает уникальную программу своих действий: определение цели и задач, выбор форм, методов и приёмов, отбор средств и содержания.

Таким образом, воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника(-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие индивидуальности личности ребёнка. Основной смысл воспитания заключается в формировании нравственности.

Также необходимо помнить, что процесс воспитания вызывает сопротивление воспитанию воспитанниками.

1.2 Теоретическое исследование средств воспитания

В. И. Журавлёв утверждает, что средство воспитания «можно определить как предмет среды или жизненную ситуацию, преднамеренно включённую в воспитательный процесс»[18]. Развивая данное положение, А.Ф.Меняев называет условия становления объектов внешнего мира средствами воспитания: «Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:1. С ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника. 2. Она выделена как предмет освоения в образной наглядно-действенной или знаково-символьной… форме. 3. Объект вместе со своей информацией включён в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками» [17, с.412].

Н.Е. Щуркова высказывает мнение, что «Средства в богатейшем разнообразии располагаются вокруг педагога. Необходим лишь профессиональный взгляд на предмет, событие, фразу, поступок, действие…

Средством для педагога может выступать все, что нас окружает, кроме … нас самих: человека нельзя использовать в качестве средства» [15, с.12].

Из всех средств воспитания необходимо особо выделить общение, учение, игру и труд.

Общение как средство воспитания.

Общение является необходимым условием познания, формирования эмоционального отклика на действительность и определения поведения в этой действительности. Воспитатель при общении с воспитанником или организуя его общение, может целенаправленно влиять на его умственную, предметную и эмоционально-душевную деятельность. Таким способом общение превращается в средство воспитания, становясь педагогическим общением.

Помимо того, что общение выступает как самостоятельный вид деятельности, оно ещё – необходимая и неотъемлемая часть всех других видов деятельности (труда, учения, игра), т.к. все они имеют общественный характер: осуществляются вместе с другими людьми или для других, или в зависимости от мнений, условий, воли, создаваемых другими, или в расчёте на их оценку и т.д. Соотношение трудовых, учёбных и игровых действий с общением определяет их воспитательную направленность, поскольку воспитывает, не сама по себе деятельность в её внешнем проявлении, а её эмоциональная окрашенность, ориентация ею человека в системе духовных ценностей.

Общение это с одной стороны, - обмен информацией между его участниками, с другой – их взаимодействие в ходе совместной деятельности, а, с третьей стороны, восприятие людьми друг друга.

Педагогическое общение можно рассматривать как один из видов деятельности, для которого характерно своеобразное соотношение обмена между субъектами информацией, действиями, эмоциональными влияниями и установления на этой основе взаимопонимания. Исходя из этого в общением выделяют три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (организацию взаимодействия) и перцептивную (процесс восприятия друг друга и установления взаимопонимания).