«…я полагаю, что значение отцов Церкви для толкования Библии сегодня велико и что в нашем современном в западно-протестантском толковании они незаслуженно забыты. При этом герменевтические импульсы, которые они могут нам дать, гораздо важнее, чем экзегетические, как бы важны они не были» (Библия в Церкви с.57). На основании выше приведённой цитаты, довольно образованного протестанта – Ульриха Луца, можно считать, что в последнее время, протестанты всё больше признают свой отход от экзегетики отцов Церкви – ошибкой. Это доказывает, что значение отцов Церкви для толкования Священного Писания довольно велико.
2.2 «Solo Sriptura»
Известный лозунг протестантизма в отношении библейской экзегетики «Solo Scriptura» говорит о малой значимости отеческих толкований. «Лозунг реформаторов «Solo Scriptura» стал одним из выражений их протеста против искажений, допущенных церковью в период средневековья. «Вернитесь к Писанию, — настаивали они, — и вы прочтете там об искупительной смерти Иисуса, а не о мессе; об оправдании по вере, а не о чистилище; о власти Божьего слова, а не папы». Их настойчивые заявления о том, что Писание содержит в себе все необходимое для спасения (мысль, которая до сих пор ясно и четко прослеживается в учении большинства церквей, берущих свое начало в Реформации), была частью их протеста против включения католиками таких догматов, как учение о пресуществлении, в число обязательных артикулов веры». (Авторитет Писания и власть Бога с.76). Реформаторы ясно заявили о преимуществе Писания над церковными традициями толкования Священного Писания. «…они попытались доказать, что церковь впала в заблуждение, и теперь Бог желает с помощью Писания вернуть её на путь истинный. Писание нельзя считать простым инструментом, используемым для доказательства или опровержения конкретной идеи. При условии верного толкования, в процессе которого должное внимание уделяется главной новозаветной теме — распятию и воскресению Иисуса Христа как поворотному моменту в истории человечества (что случилось однажды и не может повторяться в каждой мессе), Божье слово сможет вновь совершать свой труд обновления в сердцах и в жизни простых людей. Именно забота о простых людях подвигла некоторых великих реформаторов выступить в роли переводчиков, наиболее известные из которых — Лютер в Германии и Тиндейл в Англии» (Авторитет Писания и власть Бога с.77).
2.3 Первые комментарии основателей Реформации на Евангелия
«В эпоху Возрождения интерес к наследию античных авторов привёл к возникновению сомнений в подлинности и авторитете Священного Писания. Упрёки были адресованы также основоположникам Реформации, однако Лютер их игнорировал. Из новозаветных писаний он выше всего ценил Павла и Иоанна, а разногласия между евангелиями не были для него существенны.» (Синоптические евангелия с.33). Мартин Лютер, один из знаменитых церковных реформаторов, заявлял, что евангелист Иоанн больше пишет об учении Христа, нежели о Его делах, в отличие от остальных трёх евангелистов, которые больше писали о деяниях Христа.
«В 1537 году, комментируя Ин 1-2 и отвечая на вопрос о том, когда Иисус очистил Храм, Лютер высказывает свою позицию по вопросу о согласовании Евангелий в целом:
«есть вопросы, и они остаются, на которые я не хочу отвечать <…>, но если мы правильно понимаем Писание и истины нашей веры о том, что Иисус, Сын Божий, умер и страдал за нас, то не так уж и важно, что мы не можем ответить на все вопросы <…>. Все евангелисты согласны в том, что Христос умер за грехи наши, но не соблюдают последовательности описания Его деяний и чудес, ибо часто рассказывают раньше о чём-то, что произошло позднее».
«…комментаторы со времён Ренессанса и Реформации ставили целью экзегезы постижение авторского замысла. Стоит отметить, что первые труды по библейской критике того периода ставили под вопрос авторство пророков или апостолов» (Искусство понимания текста с.125).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.