Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 10

Для начала обозначим, какое значение имеет Священное Писание в жизни Православной Церкви. «Священные книги Нового Завета написаны св. апостолами с целью изобразить спасение людей, совершённое воплотившимся Сыном Божиим – Господом нашим Иисусом Христом. В соответствии с этой высокой целью, они повествуют нам о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной жизни Его, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, о Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном воскресении из мёртвых и вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры через св. апостолов, разъясняют нам учение Христово в его многообразном приложении к жизни и предупреждают о последних судьбах мира и человечества» (Аверкий Таушев с. 9).

«Нам, православным, Священное Писание дорого потому, что оно содержит в себе основы нашей веры. Однако надо признать, что в то время, как многие инославные христиане усердно изучают Библию, православные люди за редким исключением, мало её читаю, особенно её ветхозаветную часть» (Премудрость сокровенная с.3). На основе данного высказывания ясно то, что православные христиане не особо занимаются экзегетикой. У православных больше интерес к самим святоотеческим толкованиям Священного Писания. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто заглянуть в любую церковную лавку, там вы увидите литературу такого рода: толкования Евангелий, жития святых, поучения старцев и прочее. Но вряд ли увидите литературу экзегетического характера, может быть, потому что в большинстве своём их авторами являются протестанты, католики или люди, не относящиеся к Церкви. Однако это не значит, что православным христианам не нужно заниматься исследованием Священного Писания, ведь как ранее упоминалось, что основой православной веры является само Священное Писание, а не его толкование, и не поучения отцов Церкви, и тем более не обрядовая её сторона. Конечно нам, современным людям, трудно проникнуться в эпоху того времени, однако при изучении той эпохи, читатель начинает понимать Библию глубже. «Одновременно с этим читающий Библию начинает видеть в волнующих его и современное общество религиозно-нравственных вопросах не новые, специфические проблемы, скажем, XX века, но исконные конфликты между добром и злом, между верой и неверием, которые всегда были присущи человеческому обществу» (Премудрость сокровенная с. 3-4).

3.2 История восточного толкования Библии

«После того как изучение Библии продвинулось вперёд в IV и V века святоотеческой эпохи, Св. Писание продолжало употребляться в церкви в соответствии с древней традицией. Однако на Востоке медленно, но верно Библия утрачивала свою самостоятельную роль и всё более становилась самостоятельной частью литургической и мистериальной жизни церкви. Это поглощение Св. Писания литургической жизнью церкви оказалось довольно прискорбным обязательством, потому что таким образом постепенно истреблялась независимая и пророческая природа Библии, которая вследствие этого перестала играть роль водителя церкви и народа; она сделалась частью культа. Текст святого Благовестия не только стал принадлежностью религиозного обряда, но даже внедрился в обычай петь в церкви определённые библейские чтения так же, как пелись церковные гимны» (Библия в Церкви с.133-134).

Однако, отдельные лица и группы людей сохраняли за собой право читать и толковать Библию частным образом. Возможно, что некоторые толкования входили в проповеди на различные темы, читаемые на Литургии. Даже после падения Константинополя (1453) издавались комментарии на различные тексты из Нового Завета, но по качеству, они были то лучше то хуже. Кончено, те скромные труды не могли сравниться ни с трудами византийской эпохи, ни с трудами святоотеческой. Всё это обусловлено тем, что Библия в церкви перестала быть книгой пророческой.

«В Византии столичная епархия легко и беспрепятственно навязала через литургию единообразие всем местным церквам империи. С возвышением и торжеством литургии как высшего элемента церковной жизни, Св. Писание в качестве главного средства для обращения в свою веру. Тогда вселенский Патриархат, чтобы оградить свою паству от чуждых вероучений, издал энциклику, запрещающую православным христианам изучать Св. Писание