Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 6

Все христианские конфессии признают церковную власть, хоть и по-разному, потому что по-разному понимается эта самая власть и по-разному видятся её функции. Однако верховенство и абсолютность Священного Писания живут в подлинной традиции веры, это имеет высшую ценность, которой служит власть церкви.

Глава 2. Толкование Евангелий с протестантской точки зрения

2.1 Отход от святоотеческой экзегетики

Мы разобрались в особенностях католической церкви в области толкования Священного Писания. Но как протестанты толкуют Писание? Для того, чтобы это выяснить, нужно, первоначально, разобраться в отношении протестантов к отцам церкви.

Как известно, протестантизм зародился в эпоху Реформации, и сам протестантизм не является целостной христианской конфессией, и сам протестантизм разделён на несколько направлений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, адвентизм, баптизм и многие другие. И поэтому, чтобы выявить протестантские особенности толкования Священного Писания, стоит высказать различные мнения и убеждения знаменитых основоположников Реформации и целых протестантских направлений. Но для начала разберёмся в том, какое значение имеют отцы Церкви для протестантов.

Неправильно считать то, что сами реформаторы и их последователи не высоко ценили отцов Церкви или плохо их знали. «Но их главный тезис о том, что основой Церкви должно быть одно Писание, а не Писание и Предание, повлёк за собой некоторое пренебрежение к толкованиям отцов Церкви: более уже нельзя было допускать решения вопросов толкования Писания просто на основе Предания, то есть с помощью авторитетного свидетельства отцов Церкви. Напротив, суждения о правильности толкования Священного Писания перешли в две другие плоскости: их можно сформулировать с помощью лютеровского различения двойной ясности Писания в сочинении «De servo arbitrio». На одном уровне находится «внешняя ясность» (claritas externa): внешние неясности Писания проясняются с помощью тщательной экзегезы, то есть, грамматики, лингвистических данных, филологии. С этим принципом внешней ясности Писания связано обращение реформаторов к буквальному толкованию Библии, «естественному смыслу», и их отталкивание от аллегории. Другой уровень  –  это «внутренняя ясность» Писания, которая находит себе место в сердце человека. В трактате «De servo arbitrio» Лютер говорит о Духе, Кальвин – o testimonium internum Spiritus Sancti (доказательствах внутреннего Духа Святого). С содержательной стороны здесь следовало бы говорить о Благовестии, в отличие от Закона, или о Христе, которого Лютер хочет даже противопоставить Писанию» (Библия в Церкви с.40). Таким образом, отцы Церкви для реформаторов отходят в тень. Это хорошо заметно на примере реформаторских комментариев к Священному Писанию, где почти всегда упоминается Эразм Роттердамский. Он редко упоминает отцов Церкви. Однако комментарии высокообразованного испанца Мальдоната в XVI веке и фламандца Корнелиуса Лапиде в XVII веке построены на толковании отцов Церкви. Со временем пришёл новый тип комментария – «Adnotationes», предположительно, его основателем является Лоренцо Валла. В «Adnotationes» отцы Церкви упоминаются часто, однако здесь они выступают в качестве источников исторических сведений или как авторы отдельных филологических толкований. Таким образом, начиная с эпохи Просвещения, всё больше и больше, отцы Церкви утрачивают степень своего влияния в области экзегетики. Суть отхождения от отцов Церкви можно изложить в двух тезисах:

1.  Сам отход от экзегетики отцов Церкви является следствием реформаторского принципа толкования Писания.

2.  В современной западной библейской экзегетике отход от отцов Церкви представляет собой следствие научного поиска исходного смысла библейских текстов.