Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 4

Очень важен последний документ Понтификальной комиссии – «Толкование Библии в Церкви»  (1993). Этот документ состоит из четырёх частей:

1.  Методы и подходы к толкованию.

2.  Вопросы герменевтики (проблема актуального смысла для современного читателя).

3.  Особенности католического толкования.

4.  Толкование Библии в жизни церкви.

1.5 Научный подход к толкованию Священного Писания в Католицизме

В период XVII – XIX веков в католической экзегезе можно обнаружить два направления: богословское и религиозно-историческое. Богословское направление предлагало духовную и богословскую экзегезу, стремясь, в первую очередь, дать текстам аллегорически-мистическое толкование, разработанное ещё в древней александрийской богословской школе (в первую очередь Оригеном). Религиозно-историческое течение больше уделяло внимания филологическому, литературному и историческому, анализу Священного Писания, такой подход к толкованию был очень распространён в антиохийской богословской школе. В рамках этих двух направлений со временем сформировалась научная экзегеза, больше внимания уделявшая критике текста.

«Методы историко-критической экзегезы, которую иначе можно назвать критическими историко-литературными исследованиями, впервые предложенные Симоном и усвоенные протестантами, долгое время вызывали недоверие, а порой и враждебность католиков. Это было вызвано в первую очередь тем, что эти методы использовались рационалистами, которые, исходя из своей философской позиции, приходили к неприемлемым для католиков заключениям. В католическую экзегезу эти методы, преодолевая большое сопротивление, стали проникать лишь с середины XIX века. Как таковой, историко-критический метод был вполне принят лишь после выхода энциклики Пия XII «Divino afflante Spiritu» (1943 г.)» (Синоптические Евангелия с. 43).

«За последние сто лет власть католической церкви (соборы и папа Римский), стоящая перед фактом существования современного толкования Библии, представленного рационализмом и модернизмом, изменила своё отношение к новым методам вплоть до полного их принятия, за исключением фундаменталистского толкования, однако не без критики субъективного, будь то в философии или богословии, использования этих методов. Именно пристрастия и предубеждения, а не сами методы приводят к результатам, несовместимым с требованиями веры». (Библия в Церкви с. 70)

1.6 Суть католического толкования Священного Писания

На основе выше изложенной истории католической экзегезы можно изложить в форме четырёх тезисов саму суть католическо экзегезы:

1.  Толковать текст Священного Писания следует, начиная со всей полноты откровения, данного церкви. Это откровение, достигшее своего наивысшего проявления в Иисусе Христе, а также в образование общины, предшествует написанию книг Нового Завета, который представляет собой письменное поручительство в откровении и отражении первых христианских общин. Община верующих следует за Священным Писанием. Библия не создаёт реальности, но являет истинное свидетельство. Церковь несёт в себе всю полноту откровения, потому что Церковь является не только общиной, но и телом Христовым. Церковь обладает и живёт жизнью с присутствием Святого Духа. Он единственный, кто может дать истинное толкование священного текста. «В таком случае мы получаем герменевтический круг между церковью, которая обладает и живёт откровением в истории, и Библией, которая есть откровение, засвидетельствованное в тексте и текстом» (Библия в Церкви с. 71).

2.  От Священного Писания Церковь не может ни отказаться, ни отделиться, она не выше его, но должна толковать его, и её толкование должно быть авторитетным. Во-первых, последним эсхатологическим толкователем Писаний Ветхого Завета является сам Иисус Христос. Во-вторых, апостолы, как Его первые свидетели, тоже являются подлинными толкователями Христа, озарённые светом Ветхого Завета, именно благодаря им и родился Новый Завет. В-третьих, епископы как преемники апостолов с окончанием эпохи апостолов становятся подлинными и законными толкователями Библии. Этот церковный магистериум установил канон и признал божественное авторство как Ветхого, так и Нового Завета. Бог – единственный автор этих двух Заветов. Магистериум должен защищать живую традицию от ложных толкований и следить за неприкосновенностью истины, засвидетельствованной в Библии.