Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 2

1.2 История западной экзегетики

Со временем западное богословие стало делать акцент больше на практику чем на теорию. Для западной церкви важнее церковные постановления в области толкования Священного Писания, чем правила отцов Церкви. Первые вмешательства Церкви в толковании Священного Писания были ещё во II веке. Со II века по 405 год появляются документы, которые выделяют каноничные книги Священного Писания. Апокрифический декрет Римского Папы Геласия имеет отношение к канону. «Можно заметить разницу,  между Восточной и Западной церквами: тогда как канон Муратори повреждён, списки Кирилла Иерусалимского,  Лаодекийский собор и знаменитое послание Афанасия (№ 39) отделяют канонические книги от неканонических, рекомендуемых, однако, отцами Церкви для чтения: книга Премудрости Соломона, книга Иисуса, сына Сирахова, Иудифь, книга Товита, Учение апостольское и Пастырь Ермы» (Библия в Церкви с.60). Вторая причина ранних вмешательств – апокрифические тексты. Иннокентий I Папа Римский в послании Эсуперию упоминает «другие тексты», у которых авторство приписывал некоторым апостолам (Матфею, Иакову Алфееву, Иоанну, Петру, Андрею и Фоме), эти тексты Иннокентий, говорил о том, что их нужно запретить. Ещё два послания папы Льва I обвиняют присциллиан в подделывании рукописей и создании апокрифических писаний. Французский собор 813 года приписывает епископам и священникам (собор в Риспахе, Бавария 798 года) читать и изучать Священное Писание, чтобы учить верующих. Стоит упомянуть знаменитые сочинения папы Григория Великого о смысле Писания, которое обогащает читающих и которое не уразумеют еретики.

В первом тысячелетии церковная власть не вмешивается в сами тексты, но хочет установить, какие из них являются «Божественными Писаниями», чтобы выбрать для рекомендованного чтения и изучения и исключить остальные как апокрифы. Число официальных заявлений с XIV века сильно возрастает, достигая большего значения в наше время, уже тогда католическая церковь официально становится открытой для научной экзегезы.

1.3 Знаменитые энциклики Римских Пап

«На период между энцикликой «Providentissimus Deus» папы Льва XIII(1893) и документом Понтификальной библейской комиссии (1993) приходится 86 официальных заявлений из 122». (Библия в Церкви с.61).

Среди официальных заявлений различаются: постановления вселенских соборов, циркулярные послания Римских пап и документы Понтификальной библейской комиссии.

Флорентийский собор (1438-1445) не только подтверждает библейский канон, принятый Иппонийским собором 393 года и послание папы Иннокентия I 405 года, но одновременно с этим осуждает манихеев, вновь заявляя, что Бог – единственный автор Ветхого и Нового Заветов. I Ватиканский собор (1869-1870) устанавливает догмат откровения, подтверждает положения Тридентского собора и разъясняет, что Бог – автор Священного Писания. В отношении непогрешимости Писания II Ватиканский собор утверждает, что не отрицает существования в Библии ошибок с точки зрения истории и принимает во внимание литературную форму и исторические условия.  Этот собор признаёт и поощряет изучение Священного Писания в его богословском и пастырском назначении.

Также на церковные установки в отношении экзегезы оказывали сильное влияние – циркулярные послания римских пап. Автором первых таких посланий является – папа Бенедикт XI, который полагал, что они будут способствовать решению серьёзных вопросов. Но всё-таки значительную известность циркулярные послания получили при папе Льве XIII. Самые знаменитые в отношении методов изучения Священного Писания были такие энциклики: «Providentissimus Deus» папы Льва XIII (1893) и «Divino Aflante Spiritu» папы Пия XII (1943).