Конфессиональные особенности толкования Евангелий: протестанты, католики, православные, страница 5

3.  «Священное Писание цитируется лишь с целью проиллюстрировать то, что в нём говорится, как например булла «Ineffabilis Deus» о Непорочном зачатии, в которой напоминается 3-й стих 15-й главы книги Бытия, или булла «Munificentissimus Deus» об Успении, в которой напоминается 12-я глав Откровения.» (Библия в Церкви с. 72). Не стал бы никто утверждать, что авторы названных булл, заявляли, что данные места в Библии относятся в своём буквальном смысле к Деве Марии.

Исходя из того, что Церковь утвердила свою власть над толкованием Библии, следует, что она является хранителем Божественного откровения. А если Священное Писание – Откровение, то Церковь обладает властью непогрешимо определять смысл Священного Писания в вопросах веры и этики. Однако Церковь не притязает на неприкосновенный авторитет в вопросах авторства библейских книг, географии, хронологии и многих спорных вопросов истории. Она не дала никаких догматических заявлений в данных областях. Если говорить о самой католической экзегезе Священного Писания, церковь на своих соборах официально не устанавливала что значит тот или иной отрывок, за исключением нескольких случаев.

Прежде всего, церковь интересует то, что Священное Писание значит для людей сегодня; её не интересует историческое прошлое Писания. В современную эпоху стали обращать внимание на различие между тем значением, которое было заложено в текст его автором, и тем значением, которое, тот же текст, приобрёл с течением времени. Проще говоря, что церковь решала не исторический вопрос о том, что имел в виду автор при написании данного стиха, а религиозный вопрос о смысле Священного Писания, который важен для веры.

Те случаи, когда Церковь устанавливает определённый смысл отдельных мест Библии, и те случаи, когда она рассматривает определённое толкование Священного Писания, вызывают некоторые трудности у протестантов.

Во-первых, такие случаи далеко немногочисленны, и вероятно, что те значения, которые устанавливала Церковь вероятно не единственное, а только возможное.

Во-вторых, церковная власть не устанавливает толкования Священного Писания независимо или отдельно учёных, знания (в области изучения Библии) которые заслуживают доверия. Доказательство этого – создание Понтификальной библейской комиссии.

В-третьих, деятельность церкви в области толкования Священного Писания – положительный вклад в герменевтику, при этом церковь не предполагает ограничение свободы научной мысли.

4.  «Как католику мне представляется, что диалектическая связь между принятием во внимание того, что говорит церковная власть, и слушанием Библии сильно преувеличивается. Прежде всего, образ католической церкви, который себе создали православные и протестанты, как кажется, ошибочен, потому что в настоящее время в католической церкви непосредственное слушание Слова Божьего с целью понять человека, церковь и мир при помощи Священного Писания господствует над магистериумом. Следовательно, мы не должны считать, что между властью церкви и властью Библии существует диалектическая связь, поскольку церковь обладает меньшей властью, чем Библия, и потому подчинена ей. Но католический учёный, в случае сомнений при истолковании важных мест в Священном Писании, всегда будет рассматривать церковную власть как последнюю инстанцию» (Библия в Церкви с. 75).

Одна из важнейших задач церкви состоит в том, чтобы быть неким проводником на пути к достижению единства в вере и любви. Но с другой стороны, герменевтика помогает христианам различать, что относится к подлинной живой традиции веры, а что относится к особым обычаям и впоследствии может быть забыто.

«Церковная власть вмешивается в толкование Библии не на уровне историко-буквального смысла, а на уровне восходящего к нему богословского смысла, который может быть сложным. Её авторитетное знание зависит не от науки (хотя церковь считается с нею), а от горизонта веры, которая сопутствует развитию традиции и толкует культуру и историю каждой эпохи, объясняя её в свете откровения, засвидетельствованного во всей Библии» (Библия в Церкви с.75)