Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 8

– позволяет сравнить (сопоставить) результаты измерения параметров объекта.

Т. о. анализ трёх основных эмпирические методов – наблюдение, эксперимент, измерение – позволяет с особой уверенностью утверждать о том, что они во многом обеспечивают практичность, полезность, эффективность научного знания. Это гарантирует адекватное описание  реальности, предсказание процессов и явлений.

Глава 2. Эмпирические методы в психологии

2. 1. Методология науки психологии

Сколько бы наука не существовала, сколько бы методов она не накопила, благодаря этому существованию, всегда имеет место вечный вопрос – о методе. На каждом этапе развития методологии научного знания закономерно рассматривались устоявшиеся методы, которые позволяли продвигать вперёд конкретные науки.

Психология, принявшая методологию естествознания, определилась в конце 19 – начале 20 в. (К. Бернар и  др.)[9]. В основу естественнонаучного подхода к изучению психики легли принципы материализма, объективности и детерминизма.

Как считал В.Дильтей, что психология входит в число эмпирических наук, но природа её эмпирики иная, нежели в естественных науках. Гуманитарное (понимающее) психологическое знание близко расположено к обыденному опыту, оно содержится в культуре, что не представляет интереса для естественных наук. Критерием гуманитарного знания является не установление истинности – ложности, а «аутентичности» (подлинности).

Естественнонаучный подход связан с изучением внешне наблюдаемой активностью объекта – поведением (речевым, предметным и т.д.). Поэтому психологию можно назвать и наукой о поведении, которое связано с наблюдением, измерением, экспериментом.

Немецкий философ Х. Вольф в 18 веке впервые вводит термин «психология», создавая свои книги «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованные в 1732 – 1734 годах.

В 1879 году немецкий психолог В. Вундт организовывает первую лабораторию экспериментальной психологии. На данном этапе становления психологии как экспериментальной науки, совершаются попытки изучить структуру сознания.

Эволюционируя, психология постепенно перешла в науку, открытия которой стали использоваться людьми в различных практических целях, например, термин «гештальттерапия» возник в недрах гештальтпсихологии, в рамках которой разрабатывались методы  лечения больных, нуждающиеся в психологической помощи. То же самое можно сказать о термине «психоанализе», который в настоящее время понимается и как отдельное направление психологии, и как метод лечения больных неврозом.

Т.о., прогресс, как в теоретической, так и в практической  психологии, наступал благодаря появлению новых методов, позволяющих психологам более объективно и основательно исследовать психические явления.

2. 2. Виды методов психологических исследований

Согласно Б. Г. Ананьеву, методы психологических исследований можно назвать как системами операций с психологическими объектами, так и гносеологическими – носящими источник познания, объектами психологической науки.

Если следовать требованиям системного подхода, то рассмотреть проблему методов в психологии можно, выделив их иерархию уровней:

–  уровень методики;

–  уровень методического приёма; уровень метода (эксперимент, наблюдение и т.д.);

–  уровень организации исследования; уровень методологического подхода[10].

На данный момент рассмотрения термин «метод» применим к любому из данных уровней. Например, в психосемантике существует метод семантического дифференциала (уровень 1).  Лабораторный эксперимент (уровень 3), как исследование, выступает в большинстве случаев его основой.

В работах М. С. Роговина и Г. В. Залевского выделяется в качестве критерия классификации психологических методов отношение объекта и субъекта познания психического явления. Авторы предложили число основных  психологических методов в количестве шести: 1) герменевтический – соответствующий неразделённому состоянию субъекта и объекта познания; 2) биографический – выделение целостного объекта познания в психике; 3) наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания; 4) самонаблюдение – субъект и объект познания соединяются в целое; 5) клинический – на первый план выходит задача перехода от внешне наблюдаемого (объекта) к внутренним механизмам анализа психического явления (объекта) через восприятие его субъектом; 6) эксперимент как активное противостояние субъекта и объекта познания, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.