Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 11

Целенаправленным опросом называют интервью, который получил своё широкое распространение в психологии личности, психологии труда, социальной психологии, а в основном этот метод характерен социологии.

Интервью – это «псевдобеседа», когда исследователь должен помнить всегда о том, что он исследователь (интервьюер), не забывая о плане своего разговора с испытуемым (интервьюируемым) (В. Гуд, П. Хетт). По ходу интервью необходимо сохранять нейтральную позицию – это имеет решающее значение в отношениях исследователя и испытуемого.

Основополагающее значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым, а также умение скрывать своё отношение ни к содержанию вопросов и ответов, ни к личности собеседника.

Если последовать такой точке зрения, что интервью является одним из видов опроса, наряду с анкетой –  заочным опросом, то она предназначена для самостоятельного исследования испытуемых. Анкеты бывают «открытыми» и «закрытыми», «прямыми», «косвенными» по характеристикам сформулированных вопросов в отношении к предмету исследования.

Анкетирование как метод исследования нельзя полностью отнести к психологическому методу. Так как информация, которую получают с помощью анкетирования, не является достоверной, что не является критерием высокой надёжности получаемых результатов исследования. Данный метод выступает лишь в качестве второстепенного, с помощью которого исследователь определяет обычно в пилотажных (предварительных) исследованиях вероятность основных гипотез.

Другими словами, предпринимая анкетирование (как метод) исследователь на первом этапе ведёт себя, возможно, как исследователь-социолог,  проверив на этой основе вероятность своих психологических гипотез в отношении предмета исследования, приступает к исследованию как исследователь-психолог – на втором этапе.

Т.о., беседа, как психологический метод исследования, является второстепенным, дополнительным методом, обеспечивающим на доверительном уровне исследователя необходимой на определённом этапе информацией.

«Архивный метод» (анализ продуктов деятельности) применим в исследованиях текстов, предметных продуктов деятельности с различными целями, согласно которым выделяют его разновидности.

«Для биографа всегда главной должна быть идея единства личности. Он воспринимает жизнь индивида как выполнение внутренней миссии, служение общей задаче … в достижении единой внутренней цели личности»[13] – так определял сущность биографического метода психологических исследований В. Штерн в первом издании данной книги, вышедшей в 1900 году в свет. Этот метод получил широкое распространение в исторической психологии, в психологии творчества, а также в дифференциальной психологии.

Одним из видов «архивного метода» является техника «контент-анализа». Этот метод является самым строгим, разработанным анализом документов. Этот метод широко использовался не только в психологии, но и в других социальных науках.

Контент-анализ – это метод, при котором исследователь выделяет единицы содержания и резюмирует полученные данные. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе могут быть: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор, 6) целостное и законченное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры текста (биографии, статьи, произведения, рассказа и т.д.).

Для контент-анализа существует ряд способов обработки данных. Самый простой – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. В данном случае можно сопоставлять частоты появления тех или иных единиц в разных текстах, определять её изменение от начала сообщения до его конца. Исчисляются при этом «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или  «удельные веса» разных единиц.

Другой тип анализа – построение матриц совместных появлений единиц, например A и B, в текстах. При этом, например, регистрируются исследователем частоты независимой встречаемости A и B в тексте. Потом определяется теоретическая вероятность (P (AB)) A и B совместной встречаемости в тексте,   представленная  в виде формулы так: