Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 2

В современной науке любая теория является временным явлением, объясняющим тот или иной процесс, состояние, свойство, которая в любой момент может быть отвергнута. Научное знание, отвергнутое, либо принятое в процессе эмпирической проверки, – является критерием научности.

Обычно научное исследование  существует для проверки гипотез, которые выдвигаются в целях проверок теорий. Процесс научного исследования строится так:

– выдвижение гипотезы (гипотез).

– планирование исследований.

– проведение исследованию.

– интерпретация фактов.

– опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

– в случае отвержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез).

Т. о. методология любой науки, в том числе и психологии,  строится на наличии двух основных признаков: а) метод, в) парадигма.

1. 2. Общая характеристика методов приобретения научного знания

Знание – это то, что можно представить в языковой форме как закономерные связи объективного мира. Психику, как системное качество высокоорганизованной материи (мозга) и часть объективного мира, можно воспроизвести обобщённо в языковой форме, используя такие понятия:  ощущение, восприятие, воображение и т. д. Знание является результатом деятельности исследователя, который в процессе своей научной деятельности совершает путь от незнания к знанию. Процесс движения от незнания к знанию называется познанием.

Психология, как и все другие науки, направлена на приобретение истинного знания, которое верно отражает объективную реальность. Прямой противоположностью истинного знания является заблуждение, представляющее собой неверное, иллюзорное отражение психического мира. Психологические знания, полученные в результате исследований, необходимы для практического применения. Например, знания представленные в виде психологических законов, во многом облегчают практическую деятельность человека. Достаточно представить себе, что закон Йеркса-Додсона (закон мотивации) представляет собой связь двух очень важных для человеческой деятельности психологических факторов, влияющих на её результативность – мотивации к деятельности и сложности задач, решаемых в процессе этой деятельности. На основании этого закона оптимальность мотивации (её наибольший показатель) приходится на средние по своей сложности задачи, а соответственно минимальный по величине показатель мотивации – на сложные. Практическое применение этого закона можно найти в любой человеческой деятельности, связанной с регуляцией мотивации и сложностью, поставленных в процессе решения, задач. Дети, как правило, получающие очень трудные по своему содержанию задания, теряют интерес (мотивацию) к учению. В данном случае, чтобы усилить эту мотивацию, необходимо, опираясь на закон Йеркса-Додсона, подобрать средние для отдельного учащегося, по своей сложности задания, вызывающие желание к приобретению знаний. Так как психологические исследования непосредственно связаны с научным познанием объективно существующих предметов (людей, животных, а также их свойств), то необходимо более подробно остановиться на процессе исследования.

В процессе научно-психологического исследования можно отметить такие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных факторов; доказательство правильности гипотез и суждений.[3]

Научно-психологическая идея – это объяснение сущности психологического явления без осознания всей совокупности связей, отношений, на основании которых можно сделать соответствующий вывод о данном психологическом явлении (процессе, состоянии, свойстве). Идея базируется уже на известном знании, но обычно исследователь на её основании вскрывает не замеченные ранее закономерности. Своё отражение идея находит в научной гипотезе.

Психологическое понятие – это форма мышления, которая выражает существенные и необходимые признаки психологического предмета или явления по средствам языка. Содержание понятия обычно называется определением, которое отвечает двум важнейшим признакам: 1) оно обязательно указывает на ближайшее родовое понятие; 2) определение должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других понятий.