Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 5

г) гипотеза должна обладать реальной способностью – методами проверки, реально существующим современным условиям   организации исследования.

Для выдвижения гипотезы необходимо придерживаться следующих требований:

– сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений, а также предсказать вероятный ход и результаты эксперимента;

– необходимо найти связь гипотезы с существующими знаниями;

– проанализировать и уточнить то, что может быть причиной того или иного явления, а что – следствием;

– формулируя гипотезу необходимо сначала выдвинуть все возможные варианты гипотез, а затем выделить из них наиболее вероятные;

–  проверить, не противоречит ли гипотеза существующим законам.

Научная гипотеза, как предположение, вытекающее из теории, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто, должно удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифициеруемости (быть подтверждаемой в эксперименте).

1. 4. Общие сведения о математической статистике

Математико-статистические методы в психологической науке всегда были предметом спора среди учёных и вызывали активный резонанс у студентов и аспирантов этой отрасли человеческого знания. Основным камнем преткновения в этих спорах являлся вопрос о числовом выражении психических явлений. То есть, могут ли отношения между процессами, состояниями, свойствами, которые составляют психическое, выражаться в математических законах? Например, может ли эта проблема решиться  через выявление функциональной зависимости (прямой, обратной, степенной) между изучаемыми явлениями в психике? Либо, на сколько мы можем доверять законам математического моделирования или прогнозирования, предсказывая проявление отдельных свойств личности в её поведении и т. д.?

С другой стороны математико-статистические методы в психологии имеют достаточно прочные традиции. Для доказательства этого довода достаточно упомянуть дифференциальную психометрику как метод обнаружения межиндивидуальных различий, а также то, что любая современная методика по изучению личности как 16-ти факторный тест-опросник Кэттэлла, СМИЛ (стандартизированная методика исследования личности Собчик Л. Н., 1971) содержат в себе математико-статистическую обработку результатов исследования. Другими словами, в психодиагностике, как для практических, так и для научных целей создаётся больше методик с наличием математических (количественных), нежели сугубо лингвистических (описательных) интерпретаций, полученных данных в результате исследования.

Тем не менее, трудно преувеличить значимость математико-статистических методов исследования в психологии. С помощью этих методов очень легко формализовать числами, формулами протокольные данные, полученные в исследованиях. Качественную характеристику этих данных нельзя представить без герменевтической (объяснительной) составляющей, которая позволяет донести все нюансы изучаемого явления до любого читателя посредством их толкования.

Под сочетанием слов «статистические операции» часто понимают сложные математические операции, вызывающие представления о том, что от студента или аспиранта при выполнении этих операций потребуется очень высокий уровень математических знаний.

На самом деле всё обстоит не так. Математическая статистика –  раздел математики посвящённый математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов, – так определяется это понятие в «словаре иностранных слов». Все люди в повседневной жизни, хотят они этого, либо не хотят, постоянно занимаются статистикой. Людям свойственно планировать бюджеты, при этом, обычно,  получают данные об оценках денежных расходов  на еду, одежду, по оплате за образование. Более того, в связи с получением этих данных,  нам постоянно приходится их сопоставлять с другими данными так, чтобы,  например, сделать выводы  о соотношении нашей заработной платы  и расходах на будущее.

Для того чтобы оценить преимущества математико-статистического метода, необходимо очень кратко рассмотреть три главных раздела статистики.