Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 6

1. Описательная статистика, которая нам помогает описывать, подытоживать и представлять в виде таблиц или графиков результатов исследования.

2. Индуктивная статистика даёт возможность путём индуктивного методаобобщить на большее число случаев, полученную при изучении на ограниченной по численности группе испытуемых.

3. Корреляционная статистика позволяет нам узнавать связь между двумя переменными, для того, чтобы предсказывать на этой основе возможные значения одной, если нам известны значения другой.

Существует две разновидности статистических методов или методик, на основании которых можно обобщать либо вычислять корреляции. К первой разновидности относятся параметрические методы, при которых используются такие параметры, как среднее значение либо дисперсия данных. Ко второй разновидности относятся непараметрические методы, с помощью которых исследователь оперирует очень малыми по числу данными или эти данные не количественные (числовые), а качественные (описательные). Подобные методы с точки зрения расчётов очень упрощены.

Одной из главных задач статистики является анализ данных, которые получены на какой-то части популяции для того, чтобы  сделать вывод в отношении всей популяции. Например, чтобы установить корреляцию (связь) между конституцией (строением) тела и характером у людей, немецкому врачу-психиатру Э. Кречмеру потребовалось методически обследовать 260 человек. В эту группу испытуемых вошло по началу 168 мужчин и 92 женщины. Затем последовала перепроверка этих данных  исследованием ещё 100 человек на предмет названной статистической корреляции между конституцией тела и характером.

Для установления корреляции между конституцией тела и характером, имеющей отношение ко всем людям, Э. Кречмеру потребовалось исследовать данную закономерность в среднем на 400 испытуемых разного пола. То есть люди, на которых распространилась эта корреляция между конституцией тела и характером называется популяцией, а количество людей, необходимых для  установления данной корреляции – выборкой.

Таким образом, популяция в статистике означает группу людей, образующих общую изучаемую совокупность, на которую распространяется  закономерность, установленная в эксперименте. Для психологии  термин «популяция» может означать не только группу людей, но и любое естественное сообщество, образующее общую совокупность. В неё могут входить и животные. Но если понятие «популяция» рассматривать с точки зрения предмета физики, то в неё, например, может войти совокупность атомов какого-либо вещества. Аналогично можно рассуждать о популяции относительно предмета других научных дисциплин.

Выборка – это сравнительно небольшое, по сравнению с популяцией, количество людей (элементов вообще), взятых с помощью научных методов так, чтобы она была репрезентативной, т. е. отражала популяцию в целом.

В процессе исследования появляются какие-либо результаты, характерные для одного или целой группы испытуемых. Результаты могут быть получены в виде свойств, в виде чисел, отражающих какие-либо отношения между признаками, характерными конкретно одному, либо целой  группе испытуемых. В том и другом случае такие результаты в статистике называются данными. Таких данных можно выделить минимум три типа:

1. Количественные данные, которые получают при измерениях (например, Э. Кречмер получал свои данные путём измерения роста, веса, окружности головы испытуемых). Аналогичным образом данные можно получить при тестировании.

2. Порядковые данные, которые получаются в случае расположения результатов исследования в возрастающем порядке согласно принятым значениям (1-й, 2-й, 3-й, … и т. д.; A, B, C, …            и т. д.).

3. Качественные данные, которые не поддаются измерениям, но порой единственной их количественной оценкой является  частота встречаемости. Другими словами это количество людей, имеющих одни и те же признаки: цвет глаз, половая принадлежность, типы поведения          и т. п.

В процессе научного исследования можно выделить следующие этапы:

– Обоснование актуальности выбранной темы.