Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 10

Предметом наблюдения могут быть разнообразные особенности вербального (речевого) и невербального (неречевого) поведения, в  которые обычно входят:

1)  речевое поведение – содержание речи, её последовательность; темп речи, её продолжительность, интенсивность, выразительность и т.д.;

2)  выразительные мимические движения (экспрессия лица, глаз, тела и пр.);

3)  движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и направление движений   и пр.);

4)  физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и пр.).

Основной проблемой регистрации результатов наблюдения является группировка поведенческих актов по категориям и параметрам поведения. Наряду с этим, наблюдатель должен определить отличия поведенческих актов одной  категории от другой.

Наряду с положительными сторонами наблюдения как метода психологических исследований, существуют – отрицательные.

К таким отрицательным сторонам наблюдения можно отнести ошибки, допущенные наблюдателями в процессе исследования. Так как в процессе восприятия имеет место искажение событий. Это искажение тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Выделяют такие типичные ошибки, которые возможны при наблюдениях:

1.  Галло-эффект. Обобщённое впечатление наблюдателя ведёт к небрежному восприятию, поведения, где тонкостями различий начинают время от времени пренебрегать.

2.  Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3.  Ошибка центральной тенденции. Оценка одного признака поведения даётся на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

4.  Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у испытуемых черты, противоположные собственным чертам наблюдателя.

5.  Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об испытуемом определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.[12]

Тем не менее, наблюдение во многом является незаменимым методом, когда необходимо изучить естественное поведение без вмешательства в ситуацию, если нужно получить полную картину происходящего и получить полную картину поведения испытуемых.

Т.о., наблюдение, как метод эмпирического психологического исследования, может выступать как самостоятельный метод исследования, так и дополнительный. Сторонниками первой точки зрения являлись известные отечественные психологи как А. Ф. Лазурский и М. Я. Басов.

Беседа является специфическим для психологии методом исследования психики человека, так как в других науках, например естественных, словесная коммуникация между субъектом и объектом исследования не реальна. Беседа, как метод, – это диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа может выступать в исследованиях как дополнительный метод, когда необходима дополнительная информация об испытуемом (в качестве инструкции перед исследованием, мотивации, интервью в конце исследования). Различают два основных вида беседы: беседа клиническая и интервью.

Клиническая беседа не всегда связана с пациентом клиники. В данном случае имеет место традиционное полное исследование индивидуально-личностных особенностей. Клиническая беседа зачастую проводится в специальных помещениях, где установлены приборы звукозаписи, камеры и т.д. Она является обычно частью психологических консультаций и тренингов.

По ходу беседы исследователь выдвигает гипотезы, связанные с особенностями личности испытуемого, его поведением, в связи с этим предлагать задания испытуемому – тесты, проблемные ситуации и т.д., что напоминает по своей сущности клинический эксперимент.

Полученные данные по ходу клинической беседы фиксируются экспериментатором, а иногда – ассистентом, который записывает информацию после беседы по памяти. Если запись ведётся непосредственно открытым способом, то нарушается доверительный контакт с испытуемым. В таких случаях более эффективна скрытая запись (аудио- и видеозапись), что вызывает этические проблемы в поведении исследователя с испытуемым. Запись по памяти может вызвать искажение информации, её забывание, потерю в виде пренебрежения.