Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 12

P (AB) = P (A) · P (B) (4).

В этой формуле P (A) и P (B) – вероятности встречаемости A и B в тексте.

Далее, регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической вероятностью их встречи даёт информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

Проективный метод имеет «промежуточное» положение по своему статусу между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности. Процесс использования  проективной методики напоминает любую другую процедуру психологического тестирования. Испытуемому даётся инструкция: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложения и т.д. Однако большое значение в проективных методах играет процесс  интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Одним из самых известных проективных методик является ТАТ (тематический апперцептивный тест) Меррея, тест Розенцвейга, тест «чернильных пятен» Роршаха и т.д.

Т.о. проективные тесты отличаются такими признаками:

–  неопределённость материала или инструкции к заданию;

–  «панорамность» (снятие границ) в вариантах ответов – принимаются все реакции испытуемых;

–  доброжелательность отношений и отсутствие оценочных суждений со стороны экспериментатора;

–  измерение не психической функции, а личностного пространства в отношении социума.

2. 4. Характеристика экспериментального психологического метода

Психологический эксперимент – это исследование, в процессе которого экспериментатор вызывает интересующее его психическое явление и создаёт условия, необходимые и достаточные для проявления, установления, либо опровержения связей, между изучаемыми переменными, а также их измерения.

К основным признакам психологического эксперимента относится следующее:

–  активная позиция экспериментатора (он может вызывать интересующее его явление столько раз, сколько ему необходимо);

–  в эксперименте специально создаются условия, при которых обнаруживается закономерная связь между психическими явлениями и различными психологическими и непсихологическими условиями их протекания.

Когда исследуют какое-то определённое явление A, которое может протекать в условиях B, C, D, то, иногда выявляют, как влияет на интересующее нас явление A условие B. Чтобы установить это, необходимо многократно вызывать явление A, но при этом изменять условие B, а условия C, D оставлять без изменения. Фактор(условие) B, который изменяется экспериментатором, называется независимой переменной. Фактор или явление A, которое изменяется под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной.

Независимой переменной может быть различное условие. Например, пол, возраст, черты характера, которыми экспериментатор варьирует. Для достижения успеха в исследовании необходимо добиться равенства всех условий, факторов, при которых протекает то или иное явление.

Изменение зависимой переменной – её количественной характеристики – фиксируется в экспериментальных протоколах по ходу повторения опытов (серий экспериментов). Фиксируется характер экспериментальной задачи, время опыта, данные об экспериментаторе.

Существует несколько видов эксперимента. Основные из них таковы: лабораторный, естественный, формирующий. Все особенности эксперимента, сказанные выше, распространяются на все его виды.

Самым точным и доказательным является лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью приборов и приспособлений. Однако, психологи при данных условиях проигрывают в естественности, хотя и выигрывают в точности.

Для того чтобы придать лабораторному эксперименту естественность, используется один из приёмов – моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Например, при выявлении лидера – информационника в группе людей по сфере знания “Астрономия”, целесообразно предложить игру “Полёт на Луну”. Чтобы оказаться лидером в данной игре, необходимо знать условия существования физических тел на Луне, представлять различия земного тяготения в отличие от лунного и т.д.