Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 3

Суждение в психологическом исследовании понимается как форма мысли, в которой посредством связанных между собой понятий что-либо отрицается или утверждается. Посредством речи суждение выражается в виде предложения.

Гипотеза в научно-психологическом исследовании означает предположение либо о связи между мыслимыми предметами и их признаками или между предметом и классом предметов, либо предположение мыслимых предметов о причине, которая вызывает данное следствие. В психологическом исследовании гораздо проще доказывается, например, связь между мыслимыми предметами и их признаками, либо их классами, чем причинно-следственные связи между названными предметами и их классами. Если экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений (предметами и их признаками), то понятие «причинность» является одним наиболее сложным в психологии. Существует ряд эмпирических признаков причинно-следственной связи между двумя явлениями. Первый признак – раздельность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Второй признак – наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием). Третий признак – причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные объяснения связей переменных и все другие альтернативные причины возникновения следствия исключены.[4]

В качестве проверки связи между переменными, как правило, выдвигается минимум две гипотезы[5]:

1. Нулевая гипотеза, согласно которой различие между переменными недостоверно; предполагается, что различие недостаточно значительно, и поэтому переменные не оказывают существенного влияния друг на друга;

2. Альтернативная гипотеза, какой является рабочая гипотеза исследования. В соответствии с этой гипотезой связь между обоими переменными достаточно значима.

Основной принцип выдвижения гипотез заключается в том, что сначала предлагается нулевая гипотеза, с тем, чтобы попытаться опровергнуть её и тем самым подтвердить альтернативную гипотезу. Поэтому, если связь между переменными окажется таковой, что позволит отбросить нулевую гипотезу, то это уже означает верность (подтверждение) альтернативной гипотезы.

1. 3. Построение гипотезы

На ранних этапах развития философской мысли в древней Греции для построения гипотез использовались  уже логические методы (дедуктивная логика, где рассуждения ведутся от общего к частному).   С появлением экспериментальных методов на ведущую позицию, для этих же целей, выходит индуктивный метод (индуктивная логика, где рассуждения ведутся от частного к общему). Важнейшим в данном методе считается:

1) исключение из числа гипотез, которые не удовлетворяют эмпирическим данным; 2) в возможности установления  простейших гипотез о зависимости эмпирически  наблюдаемых свойств, предметов и явлений от других в психике. Однако, данные возможности достаточно много ограничений в своём предназначении.  Например, многие явления в психике могут определяться ненаблюдаемыми причинами (факторами). В таком случае при построении гипотезы, наряду с дедуктивными методами, обращаются к таким логическим и эвристическим методы исследования как индукция и статистика, конструкция, аналогия и интуиция.

Дедукция и конструкция гипотез. Когда несколько теорий можно объединить в целую систему, то несвязанные с ней теории встречаются  крайне редко. Например, если систему современных теорий личности  можно описать формулой К. Левина:

B = F (P, E) (1)

(где B - поведение; F - знак функциональной зависимости; P - внутренние субъективно-психологические свойства личности; E - социальное окружение), то психодинамические теории в символическом  представлении будут выглядеть так:

B = F (P) (2).

Согласно формуле К. Левина, внутренние субъективно-психологические свойства личности полностью объясняют её поведение.

Социодинамическими называются теории личности, в которых поведение человека не объясняется  внутренними свойствами личности, а, скорее всего, её социальным окружением. Их психологический смысл, согласно формуле (1), выражается так:

B = F (E) (3).