Методы психологических исследований: Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 7

– Постановка цели и конкретных задач исследования.

– Определение объекта и предмета исследования.

– Выбор метода (методики) проведения исследования.

– Описание процесса исследования.

– Обсуждение результатов исследования.

– Формулирование выводов и оценка полученных результатов[8].

На основании вышесказанного можно считать, что в процессе научного исследования математико-статистические методы гарантируют точность результатов и истинность научного знания.

1. 5. Основные общенаучные методы исследования

Основные методы исследования в современной науке делятся условно на теоретические, эмпирические, моделирование, интерпретационные (представление и обработка данных) методы.

В ходе теоретического исследования учёный имеет дело не с реальным явлением, а с его представлениями в виде схем, моделей, формул, языковых описаний и т.д. Теоретическая работа учёного строится в основном на умственных способностях, выраженных в догадках, творческих находках, личном опыте.

Эмпирические исследования проводятся для проверок гипотез, а иногда и теорий. Исследователь имеет дело в данном случае с объектом исследования, представляя в последующем обработанные результаты  в виде таблиц, графиков, формул и т.д.

При моделировании, в отличие от теоретического и эмпирического метода, исследователь пользуется  методом аналогий, умозаключений «от частного к общему». Метод моделирования используется тогда, когда нет возможности провести экспериментальное исследование объекта. Например, чтобы сформулировать будущую «Теорию относительности», А. Эйнштейн соорудил своеобразную модель движения планет солнечной системы, которая помогала ему представить объект исследования – время. Реально Эйнштейну не пришлось бы оказаться даже на одной из планет и провести эксперимент, поэтому он использовал метод моделирования.

Интерпретационные методы в основном применимы, когда необходимо представление экспериментальных данных и их обработка. Для этого используют таблицы, графики, диаграммы различных видов, а также общепринятые в математической статистике величины (средние арифметические, стандартные отклонения, коэффициенты корреляций и др.). Данный метод позволяет исследователю представить полученный материал очень наглядно и понятно для читателя и интерпретировать (толковать) его не только количественно, но и качественно.

К общенаучным эмпирическим методам относятся: а) наблюдение, б) эксперимент, в) измерение.

Наблюдением называется целенаправленное организованное определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта, результатом которого является описание объекта.

Данная процедура проводится непосредственно, либо с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио-, видеоаппаратуры, карты наблюдения и т.д.).

Основными особенностями метода наблюдения являются:

– непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

–  пристрастность (эмоциональное отношение) наблюдателя;

–  невозможность повторного наблюдения.

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, контролируемых условиях для проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи.

Данный метод является основным для естествознания, естественно-ориентированных наук.

Особенностями метода эксперимента является:

– стандартность проведения исследования;

– интересующее исследователя явление вызывается неограниченное количество раз;

–  исследователь является основным, действующим на объект лицом, от которого зависит эксперимент.

Измерение это регистрация состояния объекта (объектов) посредством состояния прибора. При этом строго определяется функция, связывающая состояние объекта и прибора. Измерение представляют такую операцию, которая позволяет придавать исследованию числовой (математический) характер.

Особенностями метода измерения является:

– математическая точность данных, выраженная в числовых величинах;

– позволяет выявить математико-статистические (корреляционные) связи между параметрами изучаемого объекта;