Тяговые плечи, участки обращения и зоны обслуживания. Количество стоил ТР-3 и ТР-2. Количество стоил ТР-1 и ТО-3, страница 16

Спрессовавшуюся в продорожке щеточную пыль удаляют жесткой волосяной или капроновой щеткой. Незначительные подгары, выработку и неглубокие задиры устраняют зачисткой и шлифовкой коллектора брезентовым полотном или мелкой стеклянной шкуркой, укрепленной на деревянной колодке с круглым вырезом соответственно диаметру коллектора. Износ коллектора тягового генератора глубиной до 0,3 мм (небольшие задиры и подгары) устраняют зачисткой или проточкой непосредственно на тепловозе с помощью специального суппорта, укрепляемого на подшипниковом щите при снятом щеткодержателе.

Щеточный аппарат проверяют на надежность крепления всех элементов, отсутствие перекосов и заеданий его подвижных частей, загрязнения, подгаров, оплавлений, трещин и изломов, отколов и износа щеток. Ослабшие болтовые крепления подтягивают. Загрязненные поверхности протирают смоченной в бензине безворсовой ветошью.

59. Гидравлические передачи

Гидравлическими называются передачи, включающие гидравлические машины, которые частично или полностью трансформируют и передают крутящий момент с коленчатого вала на движущие оси тепловоза.

В зависимости от соотношения давления и расхода рабочей жидкости гидропередачи делятся на гидростатические — высокого давления, в которых используются преимущественно аксиально-поршневые агрегаты и гидродинамические — низкого давления, в которых используются лопастные агрегаты.

В гидростатических передачах механическая энергия рабочего органа насоса преобразуется главным образом в потенциальную энергию (энергию статического давления). В поршневых гидравлических передачах механическая энергия поршня насоса, движущегося возвратно-поступательно, преобразуется в потенциальную энергию рабочей жидкости, которая в гидродвигателе снова трансформируется в механическую энергию поршня, движущегося возвратно-поступательно.

В современных гидродинамических передачах насосное и турбинное колеса, а также направляющий аппарат конст-' руктивно объединяются в одном агрегате, называемом гидротрансформатором При этом изменяется значение к. п. д. гидротрансформатора ч^трг достигая максимальной величины только при одном значении отношения частоты вращения ведомого и ведущего валов, определяемого выбором конструктивных параметров гидротрансформатора. Максимальный к. п. д. гидротрансформаторов в зависимости от типа и мощности лежит в пределах 83—86%. Максимальный к. п. д. гидравлических передач с учетом потерь в осевых редукторах и карданах составляет 82—83% на ступени маршевых гидротрансформаторов, несколько уступая к. п. д. электрических передач.

Если насосное 1 и турбинное 2 колеса объединяются в агрегате, не имеющем направляющего аппарата, то он называется гидромуфтой (рис. 19). Гидромуфта только передает крутящий момент, не трансформируя его. При работе гидромуфты имеет место некоторая разность в частоте вращения насосного и турбинного колес, определяющая к. п. д. гидромуфты. С уменьшением этой разности к. п. д. возрастает, достигая на номинальном режиме значений порядка 0,92—0,95, что значительно выше максимальных значений к. п. д. гидротрансформаторов. Коэффициент полезного действия всей передачи при работе на ступени гидромуфты достигает 88—90%.

минеральное масло, но может применяться и дизельное топливо.

54. Тенденции развития тепловозостроения

Из года в год снижаются удельный вес конструкции и удельный расход топлива тепловозами, повышается их коэффициент полезного действия.

Электрическая передача. За последние годы на тепловозах получает широкое распространение электрическая передача переменно-постоянного тока. Генераторы переменного тока, применяемые на тепловозах ТЭ109, 2ТЭ116, отличаются высокой надежностью и эффективностью. Поэтому все мощные тепловозы в ближайшей перспективе будут оборудованы такой передачей. Одновременно ведутся работы по созданию электрической передачи переменного тока. Улучшается устройство системы автоматического регулирования внешней тяговой характеристики тепловозов, создаются более надежные электрические аппараты с применением полупроводниковых элементов.