Разработка метода восстановления топливной системы судового дизеля 3Д12 с помощью ремонтно-восстановительных составов, страница 9

До этого времени считалось, что трение в подвижных соединениях только разрушительный процесс, приводящий к отказу узла и в связи с этим к огромным материальным затратам. Открытие данного явления, названного избирательным переносом при трении или «эффектом безызносности», позволило изменить сложившееся представление о механизме изнашивания и трения.

Подобные соединения, обладающие практически «полной безызносностью», уже давно существуют.

Исследования явления избирательного переноса при трении (за рубежом его еще часто называют «эффектом Гаркунова») дали новый импульс в развитии практических методов повышения износостойкости машин и во многом изменили взгляды на механизм трения и изнашивания деталей. Так, трение теперь представляется не только как разрушительное явление природы, но в определенных условиях оно может стать самоорганизующимся созидательным процессом. Это позволило разработать новые методы восстановления изношенных трущихся соединений машин, в том числе без их разборки.

Как уже отмечалось, образование сервовитных пленок может происходить и в соединениях, не содержащих медных или других пластичных металлов и сплавов. Для этого необходимые компоненты должны быть введены в смазочный материал или другие технологические среды, например, топливо, промывочные, охлаждающие или другие технологические жидкости и среды. Такой принцип лежит в основе разработки и применения металлоплакирующих присадок.

Для объяснения восстановления трущихся соединений наиболее важен механизм образования сервовитной пленки. Анализ исследований в данной области указывает на то, что ее возникновение может происходить двумя путями. Первый характеризуется предварительным схватыванием и «намазыванием» медного сплава на поверхность стали с последующим обогащением сопряженных поверхностей трения медью вследствие избирательного растворения медного сплава и «намазанного» слоя с образованием квазижидкой пленки меди на обеих поверхностях трения. Второй объясняется коррозией медного сплава и последующим атомарным переносом. В период намазывания коэффициент трения повышается, а затем по мере выделения меди постепенно стабилизируется. Во втором случае коэффициент трения сразу же начинает падать, что указывает на то, что схватывания не происходит.

Трение и изнашивание трущихся соединений при наличии смазывания могут также претерпевать эволюционные процессы. Следовательно, можно создать условия не только для безызносности трущихся соединений, но и для восстановления изношенных деталей машин без их разборки.

Это говорит о перспективности исследований, разработки и применения методов и средств, позволяющих в процессе непрекращающейся эксплуатации, без разборки узлов и агрегатов, осуществлять восстановление и эффективно повышать износостойкость деталей дизеля, а также снижать вредные выбросы в окружающую среду и эффективно влиять на экономические характеристики его работы.

Препараты-восстановители имеют как достоинства, так и недостатки, которые необходимо учитывать. Поэтому во втором разделе будет проведен анализ и сравнение ремонтно-восстановительных составов.

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ

РЕМОНТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ СОСТАВОВ

2.1 Описание ремонтно-восстановительных составов

Все  известные в настоящее время средства для восстановления трущихся узлов топливной аппаратуры по компонентному составу, физико-химическим процессам их взаимодействия с трущимися поверхностями, свойствам получаемых покрытий (защитных пленок), а также механизму функционирования в процессе дальнейшей эксплуатации можно разделить на следующие группы:

1. Металлоплакирующих смазочные материалы (плакиаторы) - присадки, формирующие на поверхностях пар трения тонкий слой из «мягких» металлов или полимеров.