Разработка метода восстановления топливной системы судового дизеля 3Д12 с помощью ремонтно-восстановительных составов, страница 10

Основаны на эффекте «плакирования» мягкими материалами. Сложность в том, что для работоспособности необходимо постоянно поддерживать определенную концентрацию этих мягких металлов хотя бы на этапе одного ресурса самой смазки. Сложность существует и в создании устойчивой взвеси частиц этих металлов в смазке. Но самое главное, что все используемые для создания подобных металлоплакирующих добавок металлы - цветные, а детали систем трения изготавливаются в подавляющем большинстве из сплавов черных металлов. Это разногласие приводит к тому, что пленки, образуемые мягкими (цветными) металлами или полимерами, обладающие весьма малой адгезией к сталям, достаточно легко отслаиваются.

Между сталями и цветными металлами возникают внутренние гальванические процессы, вызывающие электрохимическую коррозию сталей, что постепенно приводит к разрушению поверхностных слоев. Способность к отслаиванию приводит к получению в маслах большого количества крупной взвеси, что способствует забиванию фильтров и масляных каналов.

Существуют следующие разновидности металлоплакирующих препаратов:

«Lubrifilm» - представляет собой тонкодисперсный порошок, состоящий из частиц свинца, внедренных в кристаллическую матрицу из медно-серебряного сплава. Применяется в виде добавки к моторному маслу для создания в зоне высоких удельных нагрузок металлической композиционной пленки.

«РИМЕТ» - состоит из ультрадисперсных порошков (размером частиц до 0,1 мкм) сплава меди, олова и серебра в базовой нейтральной основе. Порошковый сплав получают из металлического газа в условиях глубокого вакуума. Для восстановления двигателя рекомендуется высокая «ремонтная дозировка», после которой проявляется восстановительный эффект.

«REPOWER» - восстановитель двигателя, состоящий из 60 % частиц меди сферической формы диаметром 1,0 - 8,2 мкм и 40 % таких же частиц свинца диаметром около 1,0 - 2,7 мкм. Не дает эффекта применение этого восстановителя после графитовых и молибденсодержащих препаратов. Недостатком композиции является также то, что ее введение в топливо приводит к росту его окисляемости на 11 %.

«Ресурс-дизель» - смазочная композиция, применяемая в дизельных двигателях внутреннего сгорания для повышения их моторесурса. Композиция содержит минеральное масло, порошкообразный металлический наполнитель и стабилизатор. В качестве наполнителя применяются порошок никеля или сплава никеля с фосфором.

«ЭРФОЛГ» - содержит соли плакирующего металла (олеат и глицерат меди), органическую жирную (олеиновую) кислоту, поверхностно-активные (глицерин) и некоторые другие вещества. Содержание металла в присадке составляет не менее 4 %. Следует отметить, что в качестве плакирующих металлов в других присадках могут выступать олово, цинк, свинец, серебро и теоретически даже золото и палладий, а в качестве органических кислот — стеариновая, щавелевая.

2. Полимерсодержащие препараты (активаторы агдезии) – присадки с применением полимерсодержащих материалов, таких как политетрафторэтилен («тефлон»), перфторполиэфир карбоновой кислоты («эпилам»), фторопласт-4, перфторпропиленоксид и др.

Препараты данной группы могут быть весьма эффективны по противоизносным и, особенно, противозадирным характеристикам, но обладают рядом существенных недостатков. Этот способ осуществляется в первую очередь за счет реализации избирательного переноса поверхностно активных компонентов трибосистемы.

Действие присадок ограничено все той же необходимой постоянной концентрацией, с уменьшением которой эффект ухудшается. Исходя из особых свойств таких присадок, они, как правило, не только не являются антифрикционными, но даже способны увеличить сопротивление трения.

«SLIK-50» - позволяет существенно повысить надежность обработанных узлов и агрегатов, и может применяться как добавка к топливу двигателей. Химический анализ состава указывают на то, что «SLIK-50» является жидкой формой политетрафторэтилена (ПТФЭ) — «тефлона», практически не расслаивающегося на фракции. В процессе обработки ПТФЭ покрывает трущиеся поверхности деталей, что заменяет трение металла о металл трением полимера по полимеру.