Разработка метода восстановления топливной системы судового дизеля 3Д12 с помощью ремонтно-восстановительных составов, страница 5

Угол поворота коленчатого вала до верхней мертвой точки (когда поршень работает на сжатие), соответствующий положению совпадения контрольных рисок, и есть угол опережения подачи топлива. Проверка угла опережения на собранном двигателе производится следующим образом. Коленчатый вал ставится в положение примерно около 5—10° до начала подачи топлива, затем отдается трубка высокого давления, вынимается нагнетательный клапан насоса вместе с пружиной и крышка насоса устанавливается на место. Открывается вентиль расходного   бака,   и   топливо   подается   к   насосу.   Медленно   вращая коленчатый вал, добиваются положения, когда топливо перестанет поступать через отверстие штуцера. Этот момент должен быть установлен как можно точнее, так как именно он и соответствует моменту начала подачи топлива в цилиндр. После этого измеряют угол, на который шатунная шейка коленчатого вала не дошла до верхней мертвой точки, т.е. угол опережения подачи топлива. Если измеренный угол опережения отличается от указанного в технической документации, то он регулируется смещением топливной шайбы на распределительном валу или изменением длины толкателя плунжера.

Нулевая подача топлива соответствует такому положению плунжера, при котором в течение всего его хода (вверх - вниз) подачи топлива в цилиндр не происходит, т.е. полость над плунжером сообщается с перепускным или всасывающим отверстием во втулке. Для проверки работы насоса при нулевой подаче топлива плунжер с помощью зубчатой рейки или за поводок поворачивают в положение нулевой подачи при номинальной частоте вращения распределительного вала (а на стенде - кулачкового). При этом у правильно собранного и отрегулированного насоса топливо не должно поступать в цилиндр (на стенде - в стеклянный глушитель).

Регулировку топливных насосов на равномерность подачи топлива производят при номинальной частоте вращения распределительного вала. Требование равномерности состоит в. том, что отклонение подачи за один рабочий цикл не должно превышать 3 % расчетной подачи при испытаниях на стенде с эталонными форсунками и 6 %, если форсунка не эталонная.

Неравномерность подачи топлива определяют как частное от деления разности между максимальной и минимальной подачами на половину их суммы. Если подача неравномерная, то насос регулируют в зависимости от конструкции или поворотом плунжера вокруг его оси, перемещая регулировочную рейку, или опусканием (поднятием) плунжера относительно втулки с помощью регулировочного винта толкателя.

Наиболее часто встречаются следующие дефекты форсунок: трещины любого вида и расположения, сколы, наклеп, риски, нарушающие уплотнение сопрягаемых деталей, износ цилиндрической поверхности в результате истирания, закоксовывание отверстий, очаги коррозии, вызванные плохой очисткой топлива.

При наличии трещин, выявленных визуально с помощью лупы многократного увеличения или с применением магнитной дефектоскопии, детали форсунки бракуются. Сопрягаемые поверхности корпусов форсунки и распылителя, имеющие дефекты, обрабатываются на специальном плоскодоводочном станке или притираются на доводочной плите с применением доводочных паст на основе окиси алюминия.

Распылитель — наиболее подверженная износу деталь форсунки. В большинстве случаев при заводском ремонте бракуются распылители со следующими дефектами: сколы и обгорание кромок сопловых отверстий, риски и забоины на контактных поверхностях иглы и корпуса распылителя, наклеп на запорном конце иглы и уплотнительной фаске корпуса, коррозионное разрушение.

Объем работ по восстановлению формы и размеров деталей форсунок весьма незначителен. Основными технологическими операциями являются разборка, очистка и мойка деталей, их дефектация и проверка работоспособности.

Детали форсунки промывают профильтрованным дизельным топливом или керосином. Каналы продувают сжатым воздухом. Закоксованные распылители очищают с применением специальных игл, диаметр которых меньше диаметра сопловых отверстий. При серийном ремонте топливной аппаратуры очистка распылителей от нагара производится в специальных ультразвуковых установках.