Характеристика современного состояния порта. Выполнение плана грузооборота и переработки груза. Проектное обоснование районирования причалов и технических средств, страница 23

Наряду  с  договором  перевозки  груза,  когда  предметом  договора  является  доставка  конкретного  груза  в  пункт  назначения  и  выдача  его  получателю   ГК  РФ     определяет  правовую  форму,  с  помощью  которой  регулируется  взаимоотношения  сторон  в  процессе  организации  перевозки  грузов  и  договоры  между  транспортными  организациями.

По  договору  об  организации  перевозок  грузов  перевозчик  обязуется  в  установленные  сроки  принимать,  а  грузовладелец  −   предъявлять  к  перевозке  грузы  в  обусловленном  объеме  (ст.  798  ГК  РФ).

Условиями  договора  об  организации  перевозок  являются:   объемы,  сроки  и  порядок  предоставления  транспортных  средств  и  предъявления  грузов  для  перевозки;   порядок  расчетов,  а  также  иные  условия  по  вопросам  организации  перевозок.  Ранее  подобные  договоры  применялись  при  взаимоотношениях  грузоотправителей  с  транспортными  предприятиями  (пароходствами)  в  виде  навигационных  (долгосрочных)  договоров.   После  приватизации   и  акционирования  структура  на  внутреннем  водном  транспорте  изменилась.   Порты  и  перевозчики  стали  самостоятельными  звеньями  в  цепи  доставки  груза.  Изменился  порядок  регулирования  их  взаимоотношений.

Договор  об  организации  перевозки  грузов  не  является  договором  перевозки,  а  служит  своеобразной  формой  планирования  порядка  исполняемых  сторонами  обязательств  −  отправителем  груза,  посредником  (экспедитор,  порт  или  пристан.)  и  перевозчиком  (судовладельцем).  Такой  договор  необходим  как  при  систематических,  многократных,  долгосрочных  отношений  (ст.68   КВВТ   РФ),  так  и  в  некоторых  случаях  при  одноразовом  отправлении,  когда  требуется  согласовать  особые  условия,  не  регламентированные  правилами  (например,  при  перевозке  негабаритного,  тяжеловесного,  опасного,  скоропортящегося  груза  или  отправления  за  рубеж).

Эти  договоры  призваны  заменить  утраченную  систему  государственного  ц3ентрализованного  планирования.  Опыт  такой  организации  перевозок  широко  используют  крупные  транспортно-экспедиторские  компании  в  развитых  странах  (логистическое  обслуживание).

Следует  обратить  внимание  на  то,  что  в  соответствии  с  договором  об  организации  перевозки  груза  и  заявкой  в  обязанности  перевозчика  входит  подача  грузоотправителю  под  погрузку  исправных  транспортных  средств,  в  состоянии  пригодном  для  перевозки  соответствующего  груза.  Отказ  от  поданных  перевозчиком  транспортных  средств,    не  пригодных  для  перевозки  груза,  является  в  соответствии  с  новым  законодательством  правом,  а  не обязанностью  грузоотправителя  (как  было ранее).

Следует  обратить  внимание  и  на  то,  что  заключение  договора  об  организации  перевозок  грузов  не  освобождает  грузоотправителя  от  предъявления  заявки  на  перевозку  конкретной  партии  груза  в  порядке  и  сроки,  предусмотренные  кодексом  ВВТ.   Заявка  является  важнейшим  средством  организации  перевозки  грузов,   в  ней  конкретизируются  параметры,  обеспечивающие  разовую  перевозку,   указывается  точное  наименование  и  количество  конкретной  партии  груза  с  распределением  по  родам,  указываются  пункты  отправления  и  назначения.  И  наконец,  заявка  является  подтверждением  намерений,  принятых  в  предварительном  договоре   −   договоре  об  организации  перевозок  грузов,  заключенном  в  межнавигационный  период.