Характеристика современного состояния порта. Выполнение плана грузооборота и переработки груза. Проектное обоснование районирования причалов и технических средств, страница 22

9.ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ   УЧАСТНИКОВ  ТРАНСПОРТНОГО  ПРОЦЕССА

Отличительная  особенность  транспорта  как  отрасли  материального  производства  заключается  в  том,  что  он  не  создает  новых  материальных  ценностей,  а  только  заполняет  графические  бреши  между  производством  и  потреблением.  Участие  в  транспортном  процессе  перевозчиков,  отправителей  порождает  между  ними  отношения,  которые  требуют  определенного  правового  регулирования.  На  всех  стадиях  перевозочного  процесса.

Договорное  право  на  транспорте  −   это  самостоятельный  раздел  договорного  права.  Обусловлено  это  тем,  что  договорные  условия  на  транспорте  регулируются  иначе,  чем  в  обычных  договорах,  иначе  устанавливаются  стороны  в  договоре  и  ответственность  за  неисполнение  сторонами  договорных  отношений,  иначе  выставляются  претензии  и  предъявляются  иски   за  неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  договоров.   Эти  факторы  и  выделили  договорное  право  на  транспорте  в  самостоятельный  раздел  договорного  права.

С  переходом  на  рыночные  отношения  в  стране  образовались  предприятия  с  различной  формой  собственности,  а  также  произошли  изменения  в  законодательстве.

Также  изменения  произошли  и  на  водном  транспорте,  расширился  спектр  сторон-участников  транспортного  процесса.    если  раньше  этот  спектр  определялся  пароходствами,  видами  транспорта  и  грузовладельцами,  то  в  настоящее  время  количество  участников  транспортного  процесса  увеличилось  из-за  того,  что  среди  перевозчиков  появились  частные  перевозчики,  порты  образовали  юридические  лица,  представляющие  собой  либо  полностью  самостоятельные  структуры,  либо  дочерние,  либо  зависимые  предприятия.

В  связи  с  изменениями  структуры  участников  транспортного  процесса  изменились  и  взаимоотношения  между  ними.  Регулирование  этих  взаимоотношений  осуществляется  на  базе  законодательных  актов,  в  определении  понятий  которых  порой  нет  четкости,  отдельные  положения  размыты,  что  приводит  к  возникновению  коммерческого  брака  и  арбитражному  разбирательству.

Так,  правовое  регулирование  перевозки  грузов  в  соответствии  с  заявками  грузоотправителей  и  договорами  об  организации  перевозок  грузов.

В  соответствии  с  договором  перевозки  груза  перевозчик  обязуется  своевременно  и  в  сохранности  доставить  вверенный  ему  грузоотправителем  груз  в  пункт  назначения  и    выдать  его    получателю  или  уполномоченному   на  получение  груза  лицу,  а  грузоотправитель  обязуется  уплатить  за  перевозку  груза  установленную  плату.

Из  приведенного  определения  следует,  что  договор  перевозки  сконструирован,  как  и  прежде,  по  модели  реального  договора  «…доставить  вверенный  ему  груз…».   Права  и  обязанности  сторон  возникают   с  момента  передачи  груза  −  перевозчик  может  доставить  только  вверенный  ему  груз.  Таким  образом,   нет  передачи  груза  −  договор  перевозки  НЕ  ЗАКЛЮЧЕН  !

В  п.  2  ст.  785  ГК  РФ  говориться  о  том,  что  заключение  договора  перевозки  груза  подтверждается  составлением  и  выдачей  отправителю  груза  транспортной  накладной    или  иного  документа  на  груз,  предусмотренного  соответствующим  транспортным  уставом  или  кодексом.

Из  текста  статьи  следует,  что  накладная  или  иной  транспортный  документ  подтверждает  заключение  договора,  является  доказательством  его  заключения,  а  не  его  письменной  формой.   Следовательно,   заключается  договор  перевозки  груза  не  путем  составления  самостоятельного  документа,  а  путем  вручения  груза  подтверждаемого  накладной.