Организация мультимодальных перевозок. Краткие итоги развития и роль смешанных перевозок в условиях рыночного хозяйствования в России, страница 16

При рейсовой и экспедиционной формах судоходства требования регулярности отсутствуют. При рейсовом судоходстве движение судов производится по нормативам графика без соблюдения определенного интервала времени отправления из пунктов обслуживания и поступления в эти пункты. Процесс транспортировки грузов контролируют по оперативным графикам. Они регламентируют план освоения конкретных грузовых потоков на пятидневку или декаду в соответствии с заданиями на перевозки и фактической дислокацией флота на начало расчетного периода. В этом случае для разработки оперативных графиков требуется обоснование всех технических норм графика (по нагрузке, скорости и времени). Согласно оперативным графикам организуют контроль за освобождением от груза каждого судна в пунктах разгрузки (за освобождением тяги в пунктах расформирования составов) и движением его к соответствующим пунктам погрузки (подачей тяги в пункты формирования составов), а также за длительностью выполнения судами кругового рейса.

При экспедиционном судоходстве грузы перевозят в течение ограниченного периода по разовым планам их завоза и вывоза, которыми определяется плановый объем перевозок и общие суммарные затраты флота на его выполнение.

Единственной контролируемой диспетчерским аппаратом нормой графика служит загрузка судов.

На основании норм загрузки определяют потребное количество судов и тяговых средств под плановый объем перевозок для каждой конкретной экспедиции по завозу грузов. По этой форме организуется завоз грузов на притоки Б. Хета, Б. Пит, Подкаменная и Нижняя Тунгуска. При этом наибольшее внимание уделяется самоходным грузовым судам, оборудованным судовыми подъемными кранами, что крайне важно для проведения грузовых работ на необорудованном причале необщего пользования. При больших грузопотоках массовых грузов в пункты погрузки-выгрузки доставляются плавучие краны.

Грузовой самоходный сухогрузный флот обеспечивает перевозку строительных, продовольственно-промышленных, химических грузов, труб, черных и цветных металлов, оборудования, контейнеров, овощей, разрядных грузов в спецконтейнерах (ВВ).

Грузовой самоходный нефтеналивной флот обеспечивает перевозку всех видов нефтепродуктов в любой из пунктов Енисейского бассейна.

Линии работы грузовых судов подразделяют на немаршрутные и маршрутные. Маршрутные линии являются основными, предназначенными для перемещения массовых грузов. Немаршрутные или сборные линии являются вспомогательными, охватывающими перевозки, в основном, небольших партий грузов. Полной маршрутизации рейсов достигнуть невозможно, в то же время загрузка судна мелкими партиями назначениями в несколько пунктов приводит к значительным простоям флота, снижает ритмичность его движения.

Буксирный флот обеспечивает буксировку судов, плотов и других плавучих объектов, а так же оказание помощи в затруднительных для судоходства участках. При перевозках грузов в несамоходных судах основным способом вождения составов является способ толкания, когда самоходное судно, с помощью которого обеспечивается движение состава - толкач, становится позади состава. Буксирные линии также бывают маршрутными и немаршрутными. Маршрутными являются такие линии, когда перевозки совершаются между конечными пунктами или пунктами формирования и расформирования составов без смены составов в пути, обычно это небольшие тяговые плечи типа Красноярск - Лесосибирск. Буксирные линии являются немаршрутными, или сборными, когда в пути состав меняется в связи с тем, что производится отчалка и подчалка отдельных судов. Линия Лесосибирск - Дудинка является сборной, т.к. суда, входящие в составы часто имеют назначение в Бор, Туруханск, Игарка.

Опыт организации работы большегрузных составов наглядно показывает преимущества маршрутизации и линейной формы организации движения. В то же время следует отметить, что большегрузные составы могут успешно использоваться и на сборных линиях.

Тяговые средства работают по участковой и сквозной формам организации движения. При сквозной форме организации работы буксиры-толкачи закрепляются на отдельных линиях.