Организация мультимодальных перевозок. Краткие итоги развития и роль смешанных перевозок в условиях рыночного хозяйствования в России, страница 11

Внутренний водный транспорт оказался в наиболее сложном положении. Его грузооборот по России сократился в 6,5 раза, а в Красноярском крае в 5,6 раза. Падение перевозок произошло за счет основных массовых грузов, формирующих структуру грузооборота Енисейского пароходства. Перевозки нефтеналива сократились в 2,2 раза, леса в плотах - в 4 раза, сухогрузов - в 5,3 раза. Грузооборот основных речных портов - Красноярска, Лесосибирска и Дудинки сократился суммарно в 3-4 раза, Игарского - в 6 раз.

Приоритетной задачей ОАО "Енисейское речное пароходство" является осуществление северного завоза за счет бюджетных средств и целевого финансирования заинтересованных краевых и районных администраций. По мере того как количество централизованных средств на северный завоз постепенно снижалось, падала активность деятельности компании.

Рисунок 1. Схема Енисейского Бассейна

Уменьшение объема перевозок в северные районы края было обусловлено также рядом других объективных причин, среди которых основными являются:

§  -   резкое падение перевозок нерудных строительных материалов, которые вплоть до 1995 года осуществлялись для строительства Богучанской ГЭС и каскада Таймырских ГЭС. Строительство этих объектов велось за счет финансирования из федерального бюджета и, в 1995 году было заморожено на неопределенный срок.

§  -   усилившаяся в начале 90-х годов миграция населения из поселков, находившихся на побережье Енисея и его крупных притоков, обусловленная развитием кризисных явлений в экономике. Это, соответственно, снизило потребность в обеспечении привозными товарами. Так, например, только в одном Туруханске количество геологических партий за 10 лет снизилось с 90 до 10, т.е. практически в десять раз.

§  -   строительство новых автомобильных дорог до населенных пунктов, находящихся на побережье Енисея и его притоков, развитие инфраструктуры авиационных перевозок, позволившее организовать круглогодичное снабжение значительного количества удаленных поселков и городов. Возможность осуществления круглогодичного завоза снизило потребность в создании дополнительных запасов на зимний период, что в ряде случаев оказалось экономически более эффективно из-за снижения затрат по хранению и закупке товаров в кредит.

§  -   значительное падение объемов завоза овощей и мяса из Минусинского района, обусловленное переориентацией коммерческих сбытовых структур северных районов на торговлю импортными продуктами питания и круглогодичным завозом их морским и авиатранспортом.

Все вышеперечисленные факторы оказали существенное влияние на объемы перевозок пароходства, снизив грузооборот компании до критически низких показателей.

Основными металлургическими предприятиями края являются Красноярский алюминиевый завод, Красноярский завод цветных металлов, РАО "Норильский никель", завод "Сибэлектросталь

Главными составными частями угольной промышленности Красноярского края являются Бородинский, Назаровский и Березовский угольные разрезы. Сложилась ситуация, что перспективные (но недоказанные) геологические ресурсы края по углеводородам оцениваются очень высоко. Разведанные запасы промышленных категорий в Красноярском крае составляют по нефти - около 818 млн. тонн, свободному газу - около 951 млрд. кубометров. Освоение месторождений влечет за собой создание рабочих мест, инфраструктуры и так далее. Как показывает практика, лишь 10 – 15 процентов "нефтяных" инвестиций обычно потребляют сами нефтяники. Оставшаяся часть достается строителям, транспортникам и пр. Это означает, что вся экономическая жизнь в Енисейском регионе встряхнется и пойдет много более быстрым темпом. Однако отсутствие соответствующей правовой базы и солидных инвесторов сдерживает поступление промышленной нефти.

Все это и определило характер мероприятий, которые составили экономическую политику края. Главные задачи сводились к следующему:

-  не допустить массового закрытия предприятий,

-  не допустить сокращения рабочих мест,

-  обеспечить устойчивое развитие жизнеобеспечивающих отраслей - экспортных, ТЭКа, транспорта, здравоохранения, образования.