Организация мультимодальных перевозок. Краткие итоги развития и роль смешанных перевозок в условиях рыночного хозяйствования в России, страница 12

Преодолеть кризисные процессы в экономике невозможно без привлечения инвестиций и соответствующего политического климата в стране.

2.2. Особенности транспортирования грузов в регионе

Красноярский край располагает достаточно разветвленной транспортной инфраструктурой. Основные грузовые потоки обслуживаются железнодорожным, автомобильным и речным видами транспорта. Существует также разветвленная система авиалиний, которая круглогодично обеспечивает перевозку пассажиров и грузов практически в любые районы.

Общая протяженность сети железных дорог края составляет 3,2 тыс. км. С запада на восток территорию пересекают две магистрали общероссийского значения: Транссибирская и Южно-Сибирская. Центральная часть Красноярского края имеет хорошее железнодорожное сообщение со всеми промышленными регионами РФ. На Таймыре находится самая северная в мире железная дорога, связывающая Норильск и порт Дудинка.

Протяженность сети автодорог общего пользования составляет 11,9 тыс. км, плотность дорог - 5 км на 1000 км2 территории, в том числе с твердым покрытием - 4,6 км. Парк грузового автотранспорта составляет около 120 тыс. автомобилей различной грузоподъемности.

Авиаперевозки в крае осуществляются через 193 аэропорта, три из которых: Красноярск, Норильск, Хатанга имеют общероссийское значение и способны принимать самолеты типа Ил-86, Ил-76, Ил-62, Ту-154. Основным перевозчиком является компания ОАО "Красноярские авиалинии", владеющая парком современных грузовых и пассажирских самолетов, благодаря чему Красноярск связан авиалиниями со всеми крупными городами России. В настоящее время компания ОАО "Красноярские авиалинии" реорганизуется и, скорее всего, в дальнейшем будет иметь другого юридического директора, парк транспортных средств, обслуживающий персонал и название.

С северными районами не существует железнодорожного и автомобильного сообщения, поэтому важную роль в транспортировке грузов играет речной транспорт.

Учитывая огромные территории края, его низкую заселенность, особенно в районах Севера и Нижнего Енисея, суровые климатические условия, короткие сроки навигации, значение речного транспорта в развитии производственных сил края еще более возрастает. Основные перевозки речным транспортом осуществляются по р. Енисей и его наиболее крупным притокам.

Основным перевозчиком на реках Красноярского края является ОАО "Енисейское речное пароходство". Оно способно осуществлять перевозки на всех судоходных участках Енисея и его притоков в период навигации.

Несмотря на то, что на Енисее дополнительно оперируют несколько компаний, которые имеют в эксплуатации по 15-20 единиц флота, и их роль в обеспечении грузооборота на реке стала в последнее время все заметнее, а их стабильное функционирование почти не зависит от ремонтной базы .

Для оценки транспортной системы весь регион можно разделить на три условные части: центрально-южную, северные районы и приравненные к ним местности, арктические районы. В северных районах края, где сосредоточено наибольшее количество природных ресурсов, водный транспорт является единственным на перевозках массовых грузов. Учитывая, что около 99% всех городов и поселков края расположены на берегах рек Енисея, Хатанги, Чулыма, Ангары, ОАО "" традиционно играет ключевую роль в транспортных коммуникациях региона, связывающих центр края с его северными территориями.

В арктических районах речной транспорт конкурирует с морским, где уже сложился устойчивый грузопоток на Норильский промышленный район через порт Дудинка. Особенно это касается экспортно-импортных перевозок, т.к. морские суда с помощью ледоколов через Северный морской путь способны круглогодично доставлять и вывозить грузы. Речной транспорт более эффективен на перевозках грузов "внутреннего" рынка, т.е. обеспечении НПР промышленными и продовольственными товарами, оборудованием для производства, горюче-смазочными материалами, сельскохозяйственной продукцией из южных районов края.