Технико-экономическое расчеты характеристик зимней трассы Лесосибирск-Дудинка. Предпосылки строительства и условия эффективной эксплуатации зимней трассы Лесосибирск-Дудинка, страница 6

В практических задачах по определению  несущей способности льда  ледяной покров рассматривается  как упругая тонкая плита бесконечных размеров на упругом основании. Рассматриваются две схемы: при  движении одиночных машин (центральный изгиб),  при движении колонной (цилиндрический изгиб). Структура  формул для расчета прочности  практически одна и та же.     

Расчетным путем  необходимую толщину льда можно определить по формуле

, где M —  общая масса транспортного средства, т;

k =8 (при одиночном движении, с интервалом через час) и 11

(при движении   колонной).

Для КАМАЗа с прицепом общей массой 27 т необходимая толщина льда равна 57 см (движение колонной) и 42 см (при одиночном движении).  В соответствии  с табл. 2.1  условия для безопасного движения одиночных автомобилей соблюдаются на всей трассе Бор - Дудинка.

Решая обратную задачу, можно определить   допускаемую массу транспортного средства при минимальных значениях толщины льда (40 см)  на трассе:  для одиночного движения 25, для движения колонной 13 т.

Представляет интерес  предложение о расчете  необходимой толщины льда  по формуле

, где -  толщина льда, необходимая  для проезда одного порожнего транспортного средства, см;

b- толщина льда на каждую тонну груза, см;

G - количество груза (загрузка), т.

Расчеты показывают, что на каждую тонну груза приходится не менее 2 см толщины льда. Исходя из этого рассчитаны значения необходимой толщины льда для  нескольких видов транспортных средств (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Расчет  необходимой толщины льда, см

Тип транспортного средства

Масса порож-нем, т

Толщина льда, см, при количества груза в т

0

2

4

6

8

10

12

14

16

ГАЗ-53

3,4

20

24

28

ЗИЛ-130

4,5

24

28

32

36

КАМАЗ

7,3

30

34

38

42

46

КАМАЗ с прицепом

10,8

38

42

46

50

54

58

62

66

70

Для обоснования проектной скорости необходимо рассмотреть несколько критериев. Минимум расхода топлива грузовых автомобилей достигается в районе 60 км/ч. Из условия ритмичности  наиболее приемлемой является средняя скорость, позволяющая  преодолеть трассу Лесосибирск-Дудинка за двое суток безостановочного движения, то есть 1700/48 = 35,4 км/ч.

Исследования показали. что наибольшие прогибы льда  возникают при  движении  транспорта  на “критической “ скорости u, совпадающей со скоростью  распространения подо льдом  свободных длинных волн:

u=4.15, где H — глубина, м.

При глубинах 4 - 8 м критическая скорость равна 26-36 км/ч, то есть  практически совпадает с экономически целесообразной.  Однако  в некоторых источниках допускаемая  скорость движения транспорта  по ледяному покрову  находится в районе 40 км/ч. Окончательный вывод может быть сделан на основе экспериментов и опытной эксплуатации. В дальнейших расчетах скорость  автотранспорта принята в размере 36 км/ч с учетом существенного запаса прочности льда.

В обычных условиях зимняя трасса, проложенная по руслу р. Енисей, будет представлять собой укатанный снег на льду  и мало  отличаться от обычных сибирских дорог,  примерно с теми же значениями  коэффициентов сцепления ( 0,2 - 0,3).