Технико-экономическое расчеты характеристик зимней трассы Лесосибирск-Дудинка. Предпосылки строительства и условия эффективной эксплуатации зимней трассы Лесосибирск-Дудинка, страница 3

Инициатива “Норильского Никеля” о сооружении трассы Лесосибирск-Дудинка  подтверждает актуальность волроса о расширении внешних и внутренних транспортных связей Крайнего  Севера. 

Трудно переоценить социальную значимость проекта. Наличие зимней трассы позволит вернуть к жизни такие поселения, как Потапово, Игарка, Курейка, Туруханск, Верещагино, Верхне-Имбатское, Мирное, Подкаменная Тунгуска (Бор), Ворогово,  рсположенные вдоль трассы и   имеющие возможности  стать опорными точками ее инфраструткры.    

Таким образом, существуют социально-экономические предпосылки строительства зимней трассы Лесосибирск-Дудинка.

Техническая возможность строительства тесно связана с планируемыми параметрами трассы и типом транспортерного средства.  Заранее о возможности зимних перевозок можно говорить лишь в отношении  коротких расстояний и средств транспорта повышенной проходимости  и небольшой грузоподъемности.

Безопасная  эксплуатация зимней трассы требует следующих условий:

создания специализированных подразделений по контролю за гидрометеорологическими условиями;

наличия связи;

наличия спасательной техники;

наличия пунктов снабжения, обслуживания, ремонта техники и отдыха экипажей;

гидрометеорологических условий, позволяющих осуществлять грузовые перевозки  по всей трассе.

Эффективная эксплуатация требует наличия:

крупных грузопотоков;

соответствующих транспортных  средств и инфраструктуры;

системы организации работы и жизнеобеспечения транспорта в зимних условиях.

2. Оценка вариантов маршрута трассы и типа транспортных средств

Будущая трасса протяженностью 1700 км  пройдет в двух природных зонах. Первая, от Лесосибирска до устья Подкаменной Тунгуски, относится к таежному, средне-сибирскому типу с континентальным климатом. Зима характеризуется  умеренными морозами, глубоким снежным покровом. Нарастание толщины льда происходит равномерно,  в среднем от 40-50 см в середине декабря до 80-90 см в середине апреля.  Наибольшая толщина льда по многолетним данным наблюдалась в районе Ворогово (131 см). Наименьшая толщина льда на участке наблюдается в районе с. Подкаменная Тунгуска, что, видимо,  связано с процессами слияния воды из двух рек.      

На этом участке  характер берегов существенно отличается. Левый, западный, служит восточной границей  Енисейской равнины, он сравнительно невысокий, равнинный, покрыт  лесом, местами травой, в приречной полосе порос кустарником.  Правый берег является западной границей Енисейского кряжа. Ниже устья р. Большой Пит и до с. Подкаменная Тунгуска сравнительно высокий, часто переходит в яр. Берег покрыт лесом, вдоль береговой бровки  порос   кустарником. Наименьшая ширина русла  — урочище Щеки, ниже Осиновского порога (место предлагавшегося строительства Нижне-Енисейской ГЭС).  Здесь оба берега высокие, гористые,  с отвесным скалами.

Ледостав на этом участке происходит зачастую с образованием торосов. Прокладка зимника по руслу реки или ледовой переправы связана с большими подготовительным работами, как показывает опыт ежегодной прокладки  переправы через Енисей в районе с. Еркалово для организации движения автотранспорта на участке Енисейск-Подтесово.                    

На этом участке имеется зимняя трасса Лесосибирск-Ярцево протяженностью свыше 300 км. Одним из перспективных вариантов является продолжение  трассы до с. Подкаменная Тунгуска — по левому или по правому берегу.

Недостатком левобережной (западной)  трассы является необходимость  создания ледовых переправ через реки Сым, Старый Сым, Дубчес. В то же время здесь много безлесных участков вдоль Енисея. Конечным пунктом этого участка трассы может служить поселок Бор (напротив с. Подкаменная Тунгуска). Здесь имеется аэропорт, где делают посадку самолеты  АН-24 и ТУ-134, и может быт создана база для строительства зимника с севера. Трасса пройдет через  крупные села Кривляк и Ворогово.