Технико-экономическое расчеты характеристик зимней трассы Лесосибирск-Дудинка. Предпосылки строительства и условия эффективной эксплуатации зимней трассы Лесосибирск-Дудинка, страница 5

Основным типом транспортного средства на зимней трассы должен стать грузовой автомобиль с прицепом с широкопрофильными шинами низкого давления, что обеспечит среднее удельное давление не более  1 - 1,5 кг/кв.см. Для сравнения — среднее удельное давление пешехода равно 0,5 кг/кв. см.  

Варианты с экранопланами и СВП могут быть рассмотрены на дальнейших стадиях обоснования зимней трассы.   

3. Технико-эксплуатационные параметры трассы

Допускаемая нагрузка на дорожное покрытие  по зимнику Лесосибирск - Бор в период декабрь-март может быть весьма высокой, обеспечивающей, как показывает опыт работы  зимника Лесосибирск — Северо-Енисейск,  безопасную для подвижного состава и  щадящую для дороги  эксплуатацию большегрузных автомобилей типа КАМАЗ.

Допускаемая нагрузка на дорожное покрытие трассы Бор — Дудинка, проходящей  по руслу реки, в основном зависит  от толщины и структурных особенностей льда, а также  характера ледообразования и других факторов.

До перекрытия Енисея в 1963 г.  ледостав образовывался за счет  остановки и смерзания  плывущего шуголедного материала. Первичный  очаг  осеннего ледостава  находился   ниже Красноярска на 80-90 км.  Отсюда, примерно  с 10 по 15 ноября, шло замерзание  до Красноярска и  выше со скоростью  20-30 км/сут  при сильных морозах, 7-12 км/сут  — при небольших морозах. Наблюдались осенние подвижки льда.  Толщина льда достигала  2 и более м.

На участке  до устья р. Ангары ледостав  происходил позже, более спокойно, при меньшем подъеме уровней воды.

Другой очаг — от с. Ворогово до Осиновского порога. Здесь тоже бывают подвижки, толщина льда выше, чем  на среднем участке.

Эксперименты показали. что толщина льда   в связи с наличием осенней подвижки на 20-40 % больше, чем на участках со спокойным  ледоставом.

Для Енисея  важнейшим факторам  стало  влияние  температурного режима, созданного Красноярской ГЭС. В нижний бьеф поступает вода с температурой,  на 5-7 градусов превышающей температуру замерзания. Скорость охлаждения воды обычно составляет 0,02 град/км.  Устойчивый ледостав образуется лишь ниже двухсот км от Красноярской ГЭС.  С 1967 г толщина льда в среднем уменьшилась на 5-10 см.

Нарастание льда происходит  более-менее равномерно,  к середине января  толщина льда достигает 70-75 %  наибольшей величины.  Уменьшение  толщины льда  при таянии весной  составляет 20-50 % от наибольшей толщины.

Связь толщины льда с  количеством снега не выявлена. Также не существует особенного влияния на толщину льда скорости течения.

На прочность льда оказывают влияние особенности строения  ледяного покрова. В структуре льда три основных  вида: лед снегового строения, мутный лед, образующийся  при  смерзании  торосных образований, прозрачный лед  правильного кристаллического строения (водный лед).

Смешанный лед, включающий  лед шугового строения,  обеспечивает большую прочность весной, потому что  не  распадается мгновенно, а  постепенно  понижает свою прочность.

Допускаемая нагрузка  на дорожное покрытие может быть  определена  нормативным  и расчетным методами.  В первом случае  допускаемое удельное давление  на лед сравнивается  с удельным  давлением транспортных средств.

Среднее удельное давление, оказываемое транспортными средствами составляет  от 0,25-0,5 (трактор) до 0,8-4,0 кг/кв.см (автомобили).  В соответствии с  многочисленными экспериментами предел прочности льда на Енисее составляет  от 5 кг/кв. см  и выше в зависимости от строения льда, температурного режима и других факторов, лишь перед  ледоходом понижаясь до 3 кг/кв. см.

Можно сделать вывод, что прочность енисейского льда  в течение четырех зимних месяцев достаточна для эксплуатации таких транспортных средств, как тракторы и автомобили.  Однако следует учесть запас прочности, а также влияние количества груза.