Технико-экономическое расчеты характеристик зимней трассы Лесосибирск-Дудинка. Предпосылки строительства и условия эффективной эксплуатации зимней трассы Лесосибирск-Дудинка, страница 2

Вид перевозок

Род  груза

Количество, тыс. т

Водный транспорт 

Всего

       2351,6

(поступление)

в т.ч.: Сухогрузы

       2103,9

Нефтеналив

        247,7

Водный транспорт

Всего

       911,0

(отправление)

в т.ч.: Сухогрузы  

       911,0

Итого

      3262,б

Всего в 2000 г водный грузооборот порта составил 3263 тыс. т, в том числе речного транспорта 2136 тыс. т, морского 1128 тыс. т.  Эти данные показывают, что стабильная работа  компании “Норильский никель”, входящей в десятку самых крупных фирм России, привела к стабилизации и даже некоторому росту грузооборота  речного транспорта через Дудинский порт. 

Потребность в перевозках для НГК неуклонно возрастает, однако прогнозируемый   объем  грузоперевозок   морским транспортом по   СМП может быть  не обеспечен в полной мере —  по  причине дефицита  атомных ледоколов. В 2005 году прогнозируется острый дефицит ледокольного флота и судов ледового  класса:  по  причинам выработки  ядерных  энергетических  установок одних и по выводу из эксплуатации по ресурсным показателям других.

Навигационно-гидрографическое  обеспечение морских перевозок  не соответствует безопасности  мореплавания   в  должной   мере  из-за сокращения бюджетного финансирования. Сократилось  число  полярных станций,   не производится авиационная разведка льда, свернута аварийно-спасательная  служба.  Все  эти   условия   значительно осложняют   работу   морского   транспорта  на  СМП.

Наиболее   проблемным является вопрос прохождения  морских судов  через Турушинский перекат, где  глубина всего 9 м.  Морские суда грузятся всего лишь на 50 %  регистровой грузоподьемности, что  ведет  к  увеличению  транспортных затрат, и без того крайне  высоких из-за высоких ставок на фрахтование  судна,   лоцманскую  проводку,  ледовый сбор.

На морском транспорте практически нет конкуренции перевозчиков.  Морской флот ОАО "Северное  морское     пароходство"  располагает  технически   устаревшими  судами   типа  река - море  грузоподъемностью  до  10 000  т,   высокие    ставки ледокольных  сборов  за  их  проводку  и  другие факторы послужили доминированию  на   северном   морском  пути   более   современных сухогрузов морского класса типа т/х "Норильск" категории  УЛ и УЛА финской постройки. Эти твиндечные суда удобны при обработке грузов,  к тому же они оборудованы судовыми лебедками грузоподъемностью  от 12 до 80 т.    Судовладельцем  является   ОАО "Мурманское  морское пароходство".

Как естественный  монополист на СМП  Мурманское  морское  пароходство   устанавливает  в  одностороннем  порядке  тарифы на перевозки, услуги и сборы, в  связи  с  этим  тормозится   промышленное   освоение   северных территорий  и осуществление завоза социально  значимых грузов для населения. Завышенные тарифы  не способствуют снижению цен на товары народного потребления в регионе.

В этих  условиях возникает залача развития зимних сухопутных перевозок. Климатические  условия   Севера   благоприятствуют   сооружению зимников, затраты на которые намного  меньше,  чем  на  постоянные автодороги,  и возможна их эксплуатация  в  течение 4 - 6 месяцев в году. Себестоимость перевозок автотранспортом по  зимникам почти в 10 раз превышает себестоимость  перевозок  по  постоянным дорогам, но  содержание и  обустройство 1 км зимника обходится на  порядок дешевле, особенно если в качестве автодорог  используются   речные  пути.

Администрацией Таймырского АО прорабатывается вариант  строительства зимника от Талнаха до Хатанги (1000 км),   что позволит обеспечить круглогодичное сообщение между западом и востоком  Таймырского  региона.