Психология как самостоятельная наука. Положение о единстве сознания и деятельности. Эмпирические методы психологии, страница 3

Сравнительный анализ мышления человека и машины (ЭВМ). Отличие речи человека от речи животных.

Модуль 3 (М-3) Социальная подструктура личности

1.  Выберите правильный ответ.

Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другим человеком называется:

а) стереотипизация;

           в) конформизм;

б) идентификация; 

г) рефлексия.

2.  Выберите правильный ответ.

Усиление доминантных реакций в присутствии других людей – это:

        а) конформизм;                                     в) социальная леность;

        б) социальная фацилитация;             г) деиндивидуализация.

3.  Выберите правильный ответ.

Процесс социализации состоит в следующем: а) усвоение нравственных норм; б) воспроизведение социальных норм и правил; в) познание действительности; г) усвоение общекультурного опыта; д) рефлекторная деятельность.

4.  Выберите все правильные ответы. Механизмами социализации являются:

        а) эмпатия;                                  г) социальная рефлексия;

        б) проекция;                                д) аттракция;

        в) идентификация;                     е) рационализация.

5.Установите соответствие понятий с их характеристиками.

Механизмы социализации

Характеристика

1) Убеждение

а) Неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспро-

изведение ценностей, норм

2) Внушение  

б) Осознанное, критическое усвоениение и последующее воспроизведение ценностей, норм, поведения и т.д.

3) Подражание

        в)           Сознательное            или

бессознательное

воспроизведение

        навязываемых                 моделей

поведения

6.  Установите последовательность развития качеств личности по теории Э.Эриксона:

        а) автономия;                                       д) инициативность;

        б) продуктивность;                             е) интимность;

        в) доверие;                                             ж) удовлетворенность;

        г) личностное самоопределение;                  з) трудолюбие.

7.  Дополните:

а) Социализация – это процесс и результат … и … индивидом социального опыта. б) Основными институтами социализации являются …,  … и …  в) … - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим. г) … поведение включает в себя действия, позитивно оцениваемые обществом.

8.  Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Перечислите этапы социализации личности и дайте им характеристику.

б) Назовите механизмы социализации личности. в) Каковы характеристики просоциальной личности? г) В каких ситуациях человек больше склонен к просоциальному поведению? д) Какие основные виды асоциального поведения Вы знаете, и в чем они проявляются?

9.  Подумайте над следующими вопросами и дайте развернутые ответы:

а) Каковы наиболее значительные этапы вашей личной социализации?

б) Подумайте, какие новые особенности социализации личности могут появиться в XXI веке?

в) Являются   ли      мотивы      просоциального поведения альтруистическими или эгоистическими? Какие эмпирические исследования можно было бы провести, чтобы исследовать этот вопрос?

г) В чем, по вашему мнению, должно состоять содержание работы по профилактике суицидов?

10.  Темы для самостоятельной исследовательской работы:

Этапы социализации личности.

Жизненные кризисы (теория Э. Эриксона).

Альтруизм: помощь другим.

Агрессия: причинение вреда.

Психология суицидального поведения.

Модуль 4(М-4) Направленность личности

1.  Выберите   правильный ответ

Направленность      - это система побуждений, определяющих избирательность отношений и активность человека? а) Да.                                 б) Нет.