Психология как самостоятельная наука. Положение о единстве сознания и деятельности. Эмпирические методы психологии, страница 2

9.  Подумайте над следующими вопросами и дайте развернутые ответы:

а) Поскольку психика непосредственно ненаблюдаема, то как можно утверждать, что она познаваема? б) Как соотносятся психика и сознание? в) Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? г) Что из деятельности человека, и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах останется за человеком? д) Какую роль играет использование психологических методов в жизнедеятельности человека? Можно ли нанести вред человеку в процессе применения психологических методов?

10. Темы для самостоятельной исследовательской работы:

Сравнение психики человека и животных.

Проблема бессознательного в психологии.

Развитие деятельности человека в онтогенезе.

Методы психологических исследований.

Проблема биологического и социального в природе человека.

Модуль 2 (М-2) Биологическая и психологическая  подструктуры личности.

1.  Выберите правильный ответ.

Особые устойчивые качества человека, приобретаемые в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения это: а) индивидуальность;           в) индивид; б) личность;                          г) человек.

2.  Выберите правильный ответ.

Процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности называется: а) социализация;                   в) инициация;

б) индивидуация;                  г) персонализация.

3.  Выберите все правильные ответы.

К биологической подструктуре личности относятся: а) умения;                             в) скорость протекания нервных   процессов; 

б) возрастные свойства;      г) темперамент.

4.  Установите соответствие между этапами когнитивного развития личности и их характеристиками:

Этапы когнитивного развития личности

    Характеристика

1) Сенсомоторная стадия             

а)              Развитие            образного

мышления

2) Стадия конкретных операций  

б)         Развитие      сенсорных        и

моторных      

3) Стадия формальных операций  способностей

в) Формирование абстрактного мышления

5.  Укажите правильную последовательность стадий.  Стадии смерти (по Пэттисону): а) психическая смерть;                 в) социальная смерть;

б) физиологическая смерть;        г) мозговая смерть.

6.  Дополните:

а) Субъективное, избирательное отражение объективного мира это

... . б) Психический познавательный процесс отражения отдельных  свойств реального внешнего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств... . в) Создание целостной картины мира - это функция ... . г) Внимание бывает непроизвольным, ... и ... . д) Процессы памяти - запоминание, ..., ..., ... .

7.  Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

а) Почему лучше запоминается начало и конец поступающей информации?

б) В чем отличие мечты от фантазии? в) В чем сущность механизма восприятия времени? г) Назначение вестибулярного аппарата. д) Что такое послепроизвольное внимание?

8.  Определите форму мышления в данном высказывании:

"Логически возможно то,  что не противоречит законам логики".

9.  Прокомментируйте:

а) В III в. до н. э. в Китае был издан приказ: "Того, кто оскорбит  могущественнейшего, впредь не вешать, а слушать ему без перерыва игру флейтистов и барабанщиков, пока не падет замертво, ибо это самая мучительная смерть, которой может умереть человек".

б) "Заговори, и я скажу, кто ты". (Сократ).

10.  Темы для самостоятельной исследовательской работы:              

Виды ощущений.

Приемы и средства улучшения памяти человека.

Влияние воображения на состояния организма.