Вагон самоходный. Калийная промышленность. Эффективность применения нового самоходного оборудования, страница 5

Рис. 10. Погрузочно-транспортная машина ПТ-4

Ковш закреплен на рукояти 5 и поднимается пластинчатой цепью 6, приводом, который служит поршневой пневмодвигатель с планитарным редуктором. При  разгрузке в верхнем положении ковша рукоять взаимодействует с пакетом отбойных рессор 7.  Бункер разгружается опрокидыванием назад с помощью пневмоцилиндра, при этом одновременно откидывается задний борт 8.

Достоинства самоходных погрузочно-транспортных машин также как и самоходных вагонов: мобильность, универсальность, высокая производительность. Однако, одним из недостатков таких машин является увеличенное сечение выработок для перемещения крупногабаритных транспортных машин.

На горнорудных предприятиях в последние годы в комплексе с самоходными погрузочными машинами исключительно успешно и широко стали использовать автосамосвалы, выпускаемые во многих странах и оснащенные дизельным приводом и средствами газоочистки. Такие самосвалы позволили создать особенно производительные погрузочно-доставочные комплексы (рис.11), которые обладают высокой грузоподъемностью, большой скоростью движения и разгрузки, маневренностью и мобильностью.

Для стесненных условий создаются специальные самосвалы с хорошим обзором из кабины водителя в обе стороны, что позволяет безопасно эксплуатировать такие машины. Высота кузова при разгрузке таких самосвалов значительно ниже, чем у обычных.

К местам разгрузки и погрузки самосвалы всегда подъезжают кузовом, поэтому на пути движения они должны осуществить разворот на 180°. Разгружаться самосвалы могут либо опрокидыванием кузова назад (рис.11.) или вбок, либо выталкиванием груза через откидной борт (рис.12. ), что называется телескопической разгрузкой.

У самосвалов с разгрузкой опрокидыванием кузова имеет малые (по сравнению с автосамосвалами) размеры по длине за счет большей глубины. Отсутствие заднего моста позволяет доводить днище кузова вплоть до клиренса. Цилиндры для опрокидывания обычно делают телескопическими, двух или трехступенчатыми. В целях экономии места при компановке их располагают либо вплотную к передней стенке кузова, для чего в ней и днище предусмотрены специальные пазы, либо в глубоких нишах кузова вблизи колес.

За рубежом выпускают самосвалы с телескопической разгрузкой и опрокидным кузовом грузоподъемностью от 10 до 40 т. и с максимальной скоростью движения до 50 км/час. Технические характеристики некоторых типов зарубежных машин приведены в таблице.

Отечественной промышленностью выпускается автосамосвал МоАЗ–6401 (рис.13.) грузоподъемностью 20 т. Начато производство новой конструкции автосамосвала МоАЗ 7406 – 9586 грузоподъемностью 22 т., разрабатывается отечественный подземный автосамосвал грузоподъемностью 35 т.

Рис. 13.     Подземный автосамосвал МоАЗ-6401 грузоподъемностью 20 т:

1-тягач;  2-двойнойшарнир;  3-прицеп с опрокидным кузовом.

Институтом НИПИ гормаш разработана конструкция шахтного автопоезда АШ – 75, грузоподъемностью 75 т. Автопоезд состоит из двух тягачей и пяти однотипных грузовых вагонов грузоподъемностью по 15 т. разгружающихся опрокидыванием набок в любую сторону.

Достоинством автосамосвалов является мобильность, универсальность, а также высокая производительность. В частности одним из недостатков автосамосвала и автопоезда является малая высота разгрузки, а для автопоезда необходима постройка пунктов погрузки и разгрузки.

Использование изделия в производственных условиях.

Самоходный вагон предназначен для безрельсового транспортирования руды от забоя до средств участкового транспорта. Вагон относится к типу универсальных машин, позволяющих использовать его в качестве транспортного средства нерудного характера (вспомогательное оборудование, строительные материалы и т.п.), а также в комплексе с комбайнами ПК-8, Урал-10КС, ПК-10 (рис.     а) и погрузочными машинами типа ПНБ.

Руду в вагоны загружают комбайнами (непосредственно или через бункер-перегружатель) и погрузочными машинами, а также из вагона в вагон ( рис.      ). Разгружается вагон при помощи собственного донного конвейера на скребковый или ленточный конвейер (непосредственно или через передвижной перегружатель), в гезенк   (рудоспуск), а иногда и на почву (рис.    ).