Вагон самоходный. Калийная промышленность. Эффективность применения нового самоходного оборудования, страница 4

4.По типу ходовой части:  - четырех, шести и восьмиколесные; со всеми колесами или частью колес используемых как ведущие; со всеми колесами или с частью колес, используемых как направляющие.

5.По типу подвески ходовой части :

а) с жесткой подвеской;

б) с мягкой подвеской.

6. По принципу подвода энергии :

а) независимого типа (дизельные, дизель-электрические и аккумуляторные);

б) зависимого типа – электрические (троллейные, кабельные и троллейно-кабельные) в) комбинированного типа – троллейно-аккумуляторные.

7.По числу постов управления:

а) с одним постом управления;

б) с двумя постами управления.

Такое разнообразие типов самоходных вагонов позволяет выбрать из них соответствующие для транспортирования грузов любой крупности, твердости и влажности.

В странах СНГ шахтные самоходные вагоны выпускаются рядом фирм таких как Воронежский завод горно-обогатительного оборудования, Таллинский машзавод, Малаховский завод и др.

Из зарубежных фирм наиболее крупным по производству вагонов являются «Джой», «Джеффри»,  «Гудмен» (США), «ANF» (Франция), «Рурталлер» (Германия), «Хюгланд» (Англия). Технические характеристики отечественных и некоторых зарубежных шахтных самоходных вагонов приведены в таблице 1 . Несмотря на разнообразие типов самоходных вагонов конструкции их в основном идентичны.

Нашли свое применение самоходные вагоны с бортовой схемой управления, где в качестве управляющих воздействий взяты законы изменения скоростей вращающихся колес левого и правого бортов.

К основным из перспектив таких самоходных вагонов относится :

1.хорошая курсовая устойчивость;

2.высокая маневренность при повороте;

3.увеличение полезного объема кузова.

Наряду с ШСВ существуют погрузочно-транспортные машины, производящие зачерпывание горной массы, ее транспортирование на некоторое расстояние и перегрузку в транспортные устройства, установки, рудоспуск или бункер.

Погрузочно-транспортные машины по принципу действия и конструктивному выполнению разделяют на два основных типа: с совмещенным погрузочно-транспортным ковшом ( типа ПД), загружающимся за одно или несколько черпаний и служащим для транспортирования горной массы; с ковшовым исполнительным погрузочным органом и транспортным кузовом (типа ПТ), загружаемым за несколько черпаний ковшом, расположенным на самой машине.

Отечественной промышленностью согласно типажному ряду разработаны и выпускаются ковшовые погрузочно-транспортные машины типа ПД (рис. 7.): ПДЗ, ПД5, ПД8, ПД12 (цифрами указана их грузоподъемность в тоннах).

Рис .7.   Погрузочно-транспортная машина типа ПД с грузонесущим кошом

1-самоходное шасси на пневмошинах ; 2-задняя полурама ; 3-двойной шарнир;

4-передняя полурама ; 5-грузонесущий ковш.

Ковшовые погрузочно-транспортные машины выпускаются многими зарубежными фирмами. Эти машины имеют ковши вместимостью от 0,8 до 10 м, мощностью дизельного двигателя от 28 до 300 кВт.

Некоторые фирмы изготавливают машины не только с фронтальной, но и с боковой разгрузкой ковша, а также с ковшами, снабженными выдвижной задней стенкой. Например, фирма «Интерсон Ранд» производит погрузочно-транспортную машину с электрическим приводом и аккумуляторным питанием (рис.8.). В этой машине, предназначенной для угольных шахт ковш вместимостью 4,5 – 6 м3 разгружается выталкиванием груза с помощью щита, управляемого гидроцилиндром.

Фирма  «Атлас Копко» (Швеция) выпускает машины, оборудованные двумя ковшами общей вместимостью 3 м3 (рис. 9.). Ковши смонтированы друг над другом. В транспортном положении верхний ковш 1 размещен в нижнем 2. При погрузке сначала заполняют верхний ковш, расположенный внутри нижнего, затем верхний ковш поднимают в транспортное положение выше нижнего, заполняют нижний ковш. Такая конструкция обеспечивает значительно большую производительность по сравнению с машиной, которая имеет один ковш.

Самоходные погрузочно-транспортные машины с ковшом и грузонесущим кузовом (типа ПТ) применяются в основном при подготовительно-нарезных выработках. На (рис.10) показана машина такого типа с ковшом и аккумулирующим кузовом. Она состоит из погрузочного органа 1 с ковшом, ходовой части 2, аккумулирующего кузова 3 и системы управления 4.