Вагон самоходный. Калийная промышленность. Эффективность применения нового самоходного оборудования, страница 2

В  отечественной  и  зарубежной практике наряду с другими средствами механизации  все  большее  применение находит  комплекс  самоходного  оборудования,  где в качестве  транспортного  оборудования  использованы  самоходные  вагоны на пневмошинах и различные  самосвалы.  Область применения самосвалов ограничена мощностью залежей ископаемых,  тогда  как  самоходные  вагоны  находят  довольно широкое применение при разработке как мощных, так и маломощных залежей.

Высокие  технико-экономические показатели,  достигнутые  на  использующих комплекс самоходного оборудования рудниках как в цветной металлургии, так и при добыче горнохимического  сырья,  привели  к  созданию  и  освоению  промышленного производства  отечественных  вагонов  Гипроуглегормашем  и  Воронежским  заводом горнообогатительного оборудования.

Шахтный  самоходный  вагон ( ШСВ )  представляет собой транспортный сосуд, состоящий из бункер-кузова со встроенным в его днище конвейером, установленный на самоходном шасси (рис. 1).

Рис. 1.   Самоходный вагон типа ВС .

ШСВ являются одним из важнейших видов безрельсовых транспортных средств, применяемых на подземных горных работах.

Самоходные вагоны используются на подземных работах как в качестве основного вида транспорта, так и в сочетании с другими видами доставочных средств: электровозной откаткой, конвейерным транспортом, скреперной доставкой и др.

ШСВ получили наиболее широкое распространение при разработке пологопадающих  месторождений.  Их применение в  комплексе с мощными погрузочными машинами  позволяет  получить по сравнению со скреперной  доставкой  значительно  более высокую производительность  труда  при доставке горной массы,  т. е. эффективность работы вагонов в меньшей степени зависит от расстояния транспортировки.

В связи с тем, что самоходные вагоны могут эффективно работать и при увеличенной ширине панели ( до 200 – 300 м. и более ), применение их способствует сокращению объема как полевых, так и рудных подготовительных и нарезных выработок. В некоторых случаях необходимость проведения полевых подготовительных выработок полностью устраняется.

Высокая  маневренность безрельсового транспорта  в  отличие от основных схем скреперной доставки дает  возможность оставлять  опорные целики  не по строго опре-деленному порядку.  Используя это преимущество самоходных вагонов, можно достигнуть  существенного  увеличения содержания полезного компонента в вынимаемых запасах путем расположения целиков в более бедных участках залежи.

Самоходные вагоны дают возможность повысить мобильность и мощность всего технологического оборудования  благодаря переводу последнего на способ передвижения собственным ходом.  Поэтому эффективность применения их резко возрастает при разработке:

·  тонких и средней мощности (от 1 до 5 м) залежей, когда для обеспечения заданной производительности шахты необходимо иметь и широкий фронт работ, и высокую интенсивность очистной выемки;

·  месторождений, неоднородных по качеству руды, требующих для урегулирования содержания полезного компонента в извлекаемых запасах, частой переброски оборудования в смежных очистных забоях;

·  изолированных друг от друга небольших рудных тел, подготовка которых отдельными откаточными выработками с электровозным или конвейерным транспортом зачастую нерентабельных;

·  месторождений, характеризующихся этажностью и относительной компактностью площади оруденения, когда поэтажная подготовка с применением электровозного или конвейерного транспорта также экономически нецелесообразна.

Способность самоходных вагонов преодолевать  довольно значительные уклоны пути используется  при обработке  залежей со  сложной  гипсометрией  почвы.  В таких случаях  обычно  осуществляется  рудная  подготовка  месторождения,  позволяющая вести попутную  добычу  полезного ископаемого,  а  также  развить  очистную  выемку непосредственно за проведением подготовительных выработок.  Кроме того, создается возможность детально разведать месторождение в процессе ведения подготовительных работ.