Вагон самоходный. Калийная промышленность. Эффективность применения нового самоходного оборудования, страница 3

Применение самоходных вагонов обеспечивает высокие технико-экономические показатели и  на  ряде  рудников,  разрабатывающих крутопадающие рудные тела.  Для разработки крутопадающих рудных тел применяются системы подэтажного и этажного обрушения, подэтажных штреков, а также отдельные варианты систем разработки с за-кладкой  очистного пространства  и  систем разработки с обрушением вмещающих пород.  Применение  самоходного оборудования  при  системах  этажного и подэтажного обрушения  позволяет сократить объем подготовительных и нарезных работ благодаря увеличению длины блока и уменьшению необходимого числа рудоспусков. Камерно-столбовая  система  разработки  при  добыче  горнохимического  сырья   (рис. 2) получила широкое распространение.  Исключительно  благоприятные  условия для применения камерно-столбовой системы или камер с ленточными целиками создаются при разработке калийных месторождений с применением комбайнов.

Одним  из  основных  преимуществ  применения  самоходных  вагонов  является повышение коэффициента использования погрузочного оборудования за счет сокращения простоя его в ожидании  подачи  транспортных  средств.  Замена  электровозного и конвейерного транспорта самоходными вагонами позволяет в определенных условиях уменьшить  зависимость  работы  добычного  участка  от  аварийности  транспортных средств, обслуживающих данный участок.  Высокая  интенсивность очистной  выемки, достигаемая  благодаря  применению  безрельсового самоходного оборудования,  улучшает безопасность ведения горных работ, так как время нахождения рабочих в выработанном пространстве значительно сокращается.

Самоходные  вагоны очень  удобны при проведении подготовительных и разве-дочных выработок, так как при этом устраняется необходимость в содержании рельсовых путей и  вспомогательных  служб  рельсовой откатки. По окончании проходческих работ, находившиеся  в  эксплуатации  самоходные  вагоны  могут  быть  переданы  на добычные  участки,  в то  время  как  с оборудованием  рельсового транспорта  это  не всегда  можно сделать.  Следует также отметить, что при помощи самоходных вагонов можно проводить выработки с наименьшим радиусом закруглений и с уклонами до 15°, позволяющими придерживаться гипсометрии почвы пласта полезного ископаемого. Применение самоходных вагонов  в  породных выработках обеспечивает доставку горной  массы  до ближайшего выработанного  пространства,  что  в  определенной  мере уменьшает грузопоток, проходящий через выдачныйствол шахты. Кроме своего основного назначения, самоходные вагоны успешно применяются на различных видах  вспомогательных  работ, таких  как  доставка  людей  до рабочего  места, транспортировка материалов (леса, бурового инструмента, запасных частей для горного оборудования) и т.п.

Рассматривая  преимущества  шахтных  вагонов,  следует  указать  и  на  то,  что затраты на устройство и содержание дорог для безрельсового транспорта, особенно на естественном скальном покрытии, основании, значительно меньше, чем для рельсового транспорта.

Вместе с тем применение самоходных вагонов имеет следующие недостатки: наличие значительного количества рабочих на подземном транспорте; большой расход авторезины; высокая стоимость содержания и ремонта самоходных вагонов; высокие амортизационные отчисления на 1 тс. км. перевезенной горной массы; небольшие экономически выгодные расстояния транспортирования – в основном до 400 – 500 м. и в редких случаях до 800 – 1000 м; более высокая по сравнению с электровозным транспортом удельная энерговооруженность.

По своим основным признакам самоходные вагоны можно классифицировать:

1.  По назначению – для мягких пород (уголь, соли, сланцы, гипс и др.); для скальных образивных пород (руды цветных и черных металлов, скальные породы и др.).

2.  По конструкции разгрузочной части:

а) со стационарной разгрузочной частью (рис. 3 )

б) с подъемной разгрузочной частью (рис. 4 )

3.  По грузоподъемности:

а) легкие (до 5 т.с.)  (рис.5 )

б) средние ( от 5 до 15 т.с)

в) тяжелые ( свыше 15 т.с.)   (рис.6  )