Ремонт автосцепного устройства в контрольном пункте автосцепки, страница 8

* ГПН – газопорошковая наплавка;

Работу  по газопорошковой наплавке произвести в соответствии с Технологической инструкцией ТИ ВНИИЖТ-0501/99 «Упрочнение элементов автосцепного устройства газопорошковой наплавкой на пропане», ТИ ВНИИЖТ 0502/7-01 «Восстановление деталей подвижного состава типа «вал» газотермическим напылением», Технологическим процессом восстановления и упрочнения деталей пассажирских вагонов для увеличения межремонтного пробега до 450 тыс.км. и маршрутными картами.

ГПН разрешается выполнять газоэлектросварщикам не ниже 5 разряда, прошедшим специальное обучение.

Процессы восстановления деталей газопорошковой наплавкой заключается в нанесении на подготовленную поверхность струей горючих газов, образующих ацетилено-кислородное или пропано- кислородное пламя, частиц самофлюсуещегося порошкового сплава, движущихся с высокой скоростью и нагретых в пламенидо высокопластичного состояния, попадающих на поверхность детали и последовательно схватывающихся с ней и друг с другом в результате высокой тепловой и кинетической энергии до получения слоя необходимой толщины с припуском на обработку и усадку после полного остывания, и оплавления (нагрев до 900-1000°С) полученного покрытия. После полного остывания детали производится механическая обработка покрытия точением или шлифованием в зависимости от твердости нанесенного слоя до чертежных размеров (если такая требуется).

После ГПН деталь имеет ровную и гладкую поверхность , поэтому для  деталей автосцепного оборудования последующей механической обработки не требуется.

ГПН производят специальными горелками  ГН-2, ГН-3 и ГН-5П. Технические характеристики горелок приведены в ТАБЛИЦЕ 1

ТАБЛИЦА 1

Технические характеристики горелок для газопламенного напыления

с оплавлением

      Наименование                         характеристик

   ГН-2

        ГН-3

   ГН-5П

Давление, МПа (кгс/см2):

Ацетилена

Кислорода

Пропан-бутана

Расход, м3/ч (л/мин):

Ацетилена

Пропан-бутана

Кислород

Порошка, кг/ч

Масса горелки,кг

0,02-0,03

(0,2-0,3)

 0,3-0,4

  (3-4)

    -

0,6(10)

    -

0,8 (13)

2,0-3,0

  1,0

    0,04-0,08

     (0,4-0,8)

      0,4-0,5

       (4-5)

           -

1,5-1,75 (25-29)

            -

1,5-1,75 (25-29)

          5,0

          1,1

      -

  0,3-0,5

    (3-5)

 0,02-0,15

  (0,2-1,5)

       -

  0,4-0,9

  1,7-3,0

     7,0

     1,3

В качестве рабочих газов при ГПН используют растворенный ацетилен в баллонах (ГОСТ 5457-75), пропан-бутан технический сжиженный (ГОСТ 20488-88) и кислород (ГОСТ 9293-74).

В качестве материалов рекомендуется использовать самофлюсующиеся порошковые сплавы на основе никеля и железа.

Сплав для конкретной детали выбирается с учетом условий ее работы и необходимой твердости восстанавливаемой поверхности согласно ТАБЛИЦЕ 2. При наличии в эксплуатации ударных нагрузок рекомендуется использовать сплав с несколько меньшим значением твердости. Грануляция сплавов составляет 50-160 мкм.

            ТАБЛИЦА 2

Сплавы рекомендуемые для  ГПН.

     Марка сплава

Твердость

покрытия

      HRC

                  Область применения,

                      свойства покрытий

                     1

         2

                                        3

                                               Сплавы НПО “Полема”

1.ПР-Н80Х13С2Р

2.ПР-Н77Х15С3Р2

3.ПР-Н73Х16С3Р3

4.ПГ-СР3

    29-34

     7-42

    47-52

    50-55

Высокая износостойкость, высокая коррозионная устойчивость и жаростойкость, прочность сцепления со сталями.Твердость и износостойкость сплавов возрастает, а сопротивление удару падает по мере увеличения в них

содержания углерода, бора и

кремния.

                                               Сплавы СП “Техникорд”

5.Т-Термо-40

6.Т-Термо-50

    38-42

    47-52

На основе железа. Детали

работающие в условиях повышенных

ударных нагрузок.

Упрочненные детали подвергают контролю по внешнему виду, толщине покрытия, геометрическим размерам. Возможные дефекты покрытий и способы их устранения приведены в Таблице 3.

ТАБЛИЦА 3

Возможные дефекты покрытий, их причины и способы устранения

Дефекты

Причины возникновения

Способ устранения

Отслоение напыленного покрытия

Неправильно выполнена подготовка конфигурации напыляемого участка (острые углы, малые радиусы, закругления и.т.п.).

Перегрев покрытия. Не удовлетворительное качество подготовки поверхности (наличие жировых пятен, в том числе из-за прикосновения руками, малая шероховатость, влага или масло в сжатом воздухе).

Удалить дефектное покрытие. Подготовить конфигурацию напыляемого участка.

Удалить дефектное покрытие, снизить скорость нагрева при оплавлении, проверить наличие влаги и масла в сжатом воздухе, заменить обезжиривающие средства на свежее, заменить абразив, повысить давление при струйно-абразивной обработке, не допускать касания подготовленной поверхности грязным инструментом или руками.

Растрескива-ние покрытия.

Подтеки при  оплавлении.

Трещины в покрытии после оплавления и охлаждения

Окисление подложки в следствии перегрева и высоких внутренних напряжений.

Высокие внутренние напряжения в покрытии.

Неравномерность подачи напыляемого материала.

Перегрев покрытия.

Высокая скорость охлаждения, большая разность коэффициентов термического расширения материалов основы и покрытия.

Удалить дефектное покрытие. Увеличить дистанцию напыления и сократить количество проходов пламенем горелки для подогрева детали перед напылением. Увеличить скорость перемещения горелки и скорость вращения детали в начальный период напыления.

Удалить дефектный слой. Увеличить дистанцию напыления, снизить тепловую мощность пламени, увеличить скорость перемещения горелки (или детали) уменьшить толщину покрытия, наносимого за один проход, уменьшить скорость охлаждения.

Удалить дефектный участок покрытия. Возможно исправление дефектного участка методом газопорошковой наплавки.

Повторить операцию оплавления в процессе которой нанести дополнительно на деталь тонкий слой покрытия. Снизить скорость охлаждения. Заменить материал покрытия.