Дифференциальная диагностика нефротического синдрома: Методическая разработка для проведения практических занятий (для преподавателя)

Страницы работы

Содержание работы

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

Утверждено на методической конференции

 кафедр внутренних болезней № 2 и № 1

 профессор                           Ю.А.Терещенко

 профессор                           В.А.Шульман

 «____»    ____________________2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  СО СТУДЕНТАМИ 

6 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ТЕМА:«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА НЕФРОТИЧЕСКОГО  СИНДРОМА»

         Составила: доцент Н.Б.Осетрова

Красноярск 2001 г.


1.Тема: «Дифференциальная диагностика нефротического  синдрома»»

2.Форма учебного процесса: практическое занятие

3.Значение темы: нефротический синдром – один из больших синдромов в неф-рологии, развивающийся при различных заболеваниях почек у взрослых и детей. Нефротический синдром рассматривается как состояние, значительно ухудшаю-щее общий прогноз почечного больного и с точки зрения быстрого нарастания по-чечной    недостаточности, и с точки зрения развития грозных осложнений (нефро-тический криз, сосудистые тромбозы, инфекции, гнойный перитонит), которые усугубляют тяжесть состояния и определяют прогноз для жизни больного еще до наступления почечной недостаточности.

4.1.Цель. Систематизировать современное представление о сущности и патоге-незе нефротического синдрома, научив студентов его выявлять, правильно тракто-вать его происхождение и руководствоваться адекватной лечебной тактикой.

Первое занятие: разбор больного с нефротическим вариантом хронического гло-мерулонефрита.

Второе занятие: разбор больного с диффузным заболеванием соединительной ткани с поражением почек по типу нефротического синдрома.

4.2. Учебная цель.

4.2.1.Раскрыть особенности  этиопатогенеза нефротического синдрома..

4.2.2. Ознакомить с классификацией нефротического синдрома (первичный, вто-ричный), морфологической основой.

4.2.3. Научить распознавать клинические проявления нефротического синдрома, оценивать лабораторные проявления (суточная протеинурия, гипоальбуминемия, гиперхолестеринемия).

4.2.4. Сформулировать диагностические критерии нефротического синдрома..

4.2.5. Разобрать основныепринципы лечения больных с нефротическим синдро-мом.

4.3. Психолого – педагогическая цель.

При изучении этиопатогенеза нефротического синдрома необходимо обратить внимание на санитарно – просветительную работу среди населения, своевре-менное выявление больных с ревматоидным полиартритом, сахарным диабетом, коллагенозами, заболеваниями крови (миеломная болезнь, лимфогрануломатоз) с целью назначения базисной терапии, как профилактики поражения почек, а также своевременную диагностику нефротического синдрома с целью профилактики развития осложнений и формирования хронической почечной недостаточности. Знание студентами этих положений позволит им в будущей практике достигнуть более тесного сотрудничества с больными и способствовать улучшению качества их жизни.

5. Место проведения (учебная комната, палаты).

Продолжительность изучения темы: 2 занятия по 180 минут.

6. Оснащение занятия:  больные с различными вариантами нефротического син-дрома для курации. Таблицы и схемы по теме: схема строения почечного клубоч-ка, гистологическая картина различных морфологических типов гломерулонеф-рита, гистологическая картина амилоидоза почек, основные патогенетические звенья отечного синдрома, классификация амилоидоза. Набор анализов: мочи (об-щий, суточная потеря белка с мочой); биохимические анализы: общий белок и фракции, холестерин, фибриноген. Комплект из  тестов и ситуационных задач.

7. Структура содержания темы (хронокарта)

№/№ п/п

Этапы занятия

Продолжитель-

ность (в мин.)

Оснащенность
Первое занятие

1.

Утренняя планерка

30 мин.

2.

Организация занятия

3 мин.

3.

Формулировка темы и цели

4 мин.

4.

Определение исходного уровня подготовки к занятию (фрон-тальный опрос)

20 мин.

Приложение № 1

(набор тестов)

5.

Курация больного

60 мин.

6.

Перерыв

10 мин.

7.

Разбор больного с нефроти-чес-ким вариантом хронического гломерулонефрита

60 мин.

8.

Решение ситуационных задач и выписывание рецептов

15 мин.

Приложение № 2

(ситуац. задачи)

9.

Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок

5 мин.

10.

Задание на дом

3 мин.

Второе занятие

1.

Утренняя планерка

30 мин.

2.

Тестовый контроль для оценки усвоенного материала

20 мин

Приложение № 1

(набор тестов)

3.

Курация больного

50 мин.

4.

Разбор больного с диффузным заболеванием соединительной ткани с поражением почек по типу нефротического синдрома.

60 мин.

5.

Перерыв

10 мин.

6.

Заслушивание рефератов

20 мин.

7.

Решение ситуационных задач и выписывание рецептов

15 мин.

Приложение № 2

(ситуац. задачи)

8.

Заключение по занятию с объявлением итоговых оценок

5 мин.


8.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ). ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФРОТИЧЕСКОГО СИНДРОМА. Нефротический синдром подразделяют на первичный и вторичный.

Первичный нефротический синдром развивается при заболеваниях собственно почек (гломерулонефрит с минимальными изменениями, мембранозный гломерулонефрит и другие морфологические типы гломерулонефрита, семейный нефротический синдром финского типа, нефротическая форма первичного амилоидоза).

Вторичный нефротический синдром развивается при заболеваниях инфекционной этиологии (инфекционный эндокардит, туберкулез, сифилис, нагноительные заболевания легких, гематогенный остеомиелит, длительно функционирующие гнойные свищи); паразитарных инвазиях (малярия, эхинококкоз, лейшманиоз, трепаносомоз, шистосомоз); коллагенозах (системная красная волчанка, системная склеродермия, ревматоидный артрит, хронический активный гепатит с системными проявлениями); системных васкулитах (геморрагический васкулит, узелковый периартериит); злокачественных новообразованиях (легкого, почек, желудка, кишечника и другой локализации, лимфогрануломатозе);. сахарном диабете (синдром Киммельстилл - Вильсона), вирусных гепатитах и циррозах печени, при лекарственной непереносимости (препараты висмута, ртути, золота, лития, купренил, витамины, антибиотики, сульфаниламиды, противосудорожные препараты, антилимфо-цитарный глобулин); аллергических заболеваниях (поллинозы, укусы пчел, пауков, пищевая аллергия); заболеваниях крови (миеломная болезнь, хронический лимфо-лейкоз); тромбозах вен и артерий почек, нижней полой вены. В основе нефротического синдрома лежат два типа почечных изменений: амилоидоз или встречающийся чаще гломерулонефрит, оба всегда сопровождающиеся большой протеинурией.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Нефрология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
291 Kb
Скачали:
0