Тенденции и особенности рыночной активности в мировой электронной промышленности, страница 21

Есть еще один аспект корпоратизации. Назовем его виртуальным. Речь идет о  развитии так называемой электронной торговли и интернет-бизнеса. Уже сформированы на этой основе виртуальные корпорации. По оценке экспертов к 2003 г. объем сделок через каналы электронной торговли превысит 50%. Развитие систем электронного бизнеса в 90-е годы прошло два поколения.

Поколение 1 - это Web-маркетинг. Оно характеризуется наличием Web-сервера, предоставляющего информацию о компании и ее продуктах. Его особенности: центром является один поставщик, клиенты просматривают электронные каталоги, главный принцип бизнеса состоит в опросе клиентов.

Поколение 2 - это электронная коммерция. Она характеризуется наличием Web-сервера, предоставляющего деловые услуги (размещение и контроль  прохождения заказов). Его особенности: центром является заказчик, под  его идет постройка системы бизнеса, поставщик по-прежнему  один, клиентов много. В интеграции информационных потоков активно участвует человек.

Поколение 3 систем электронного бизнеса будет связано с созданием и развитием  виртуального менеджмента, виртуальных офисов и в целом таких сетей делового сотрудничества, формами которых становятся виртуальные корпорации.

Поколение 3 - это интеграция с информационной системой заказчика. Оно характеризуется:

- наличием интернет-систем, которые выполняют сервисные функции информационного обеспечения бизнеса;

- автоматизированной интеграцией информации у заказчика для принятия решений;

- участием человека только в интеллектуальной деятельности и рационализации принятых решений бескомпромиссной ориентацией на клиента.

Особенности систем интернет-бизнеса третьего поколения породили, как отмечалось, виртуальный аспект корпорации. Они привели к  формированию виртуальных корпораций и могут быть конкретизированы следующими позициями:

- множество поставщиков и клиентов;

- управление на основе Интернет и на основе ситуаций;

- полная интеграция информационных процессов на всех уровнях;

- в основе управленческого взаимодействия находятся развитие информационных компьютерных технологий, реинжиниринг бизнес-процессов и РА как клиентов, так и сотрудников предприятий;

- возможности прямых продаж любым заказчикам в любое время и в любом месте и, следовательно, возможность образования новых рынков сбыта.

Виртуальные корпорации в своем развитии концентрируют интеллектуальные ресурсы, информационные потоки и организационные знания. Объединение таких слагаемых дает новый импульс РА, а общность этих слагаемых, как представляется, преобразует в будущем виртуальные корпорации в креативные корпорации, как общности на основе управления знаниями и интеллектуальной собственностью.

Креативная корпорация имеет свои особенности:

- ее деятельность находится в области высоких технологий и ориентирована на принципиально новые услуги, продукцию или знания и может временно выходить за рамки экономической целесообразности;

- фирменные стили такой корпорации включают варианты только гибких творческих управленческих отношений на основе внутрифирменной согласованности интересов и групповой работы;

- постоянное обновление является ведущей характеристикой креативной корпорации, она сама формирует хозяйственную конъюнктуру, разрабатывая качественно новые товары или услуги.

Одной из самых больших систем электронного бизнеса обладает корпорация «Intel». Она является примером креативной корпорации, как лидирующий поставщик компонентов интернет-экономики - компьютеров, серверов, сетей. Ее опыт показывает, что корпоратизация на основе информационных технологий наиболее эффективна в форме горизонтальной интеграции, когда используются продукты разных производителей. Преимущества горизонтальной интеграции сводятся к быстрому внедрению новых технологий, меньшим затратам из-за высокой конкуренции в каждом секторе продуктов, свободе выбора программного обеспечения.