Тенденции и особенности рыночной активности в мировой электронной промышленности, страница 18

РА в англо-американской модели корпоративного управления строго регламентирована законами, деятельностью компаний по ценным бумагам и фондовыми бумагами. Законодательная база японской модели практически не отличается от американской, но существенное влияние на корпоративный стиль управления оказывает через своих представителей японское правительство. Немецкая модель опирается на законодательную базу, в основе которой находятся федеральные и земельные законы, а также деятельность федерального картельного ведомства и федерального агентства по ценным бумагам.

В мировой экономике начала ХХI века наиболее применяемыми были две основные модели корпоративного управления. В первой из них основой организационной и деловой структуры выступает холдинг, во второй – производственно-технологический комплекс. В основе каждой из этих моделей находятся гибкие связи, экономическая динамика и РА сотрудника, подразделения, субъекта хозяйствования и всей системы корпоративного управления.

Глобализация мировой экономики. В настоящее время значительная часть  мирового производства сосредоточена в руках транснациональных гигантов,  которые делят мировой рынок высокотехнологичной продукции, поглощая при этом своих конкурентов. Одна из причин их экономической эффективности обусловлена большими масштабами производства в таких отраслях, как микроэлектроника, приборостроение, авиастроение, в ряде отраслей медицинской техники и др. С развитием глобализации мировой экономики захваты новых рынков все чаще происходят с участием транснациональных компаний (ТНК). Объем деятельности ТНК превышает сегодня 50% мирового производства и мировой торговли. Примерно 80% интеллектуального капитала принадлежит ТНК. Однако к проблемам глобализации отношение должно быть глубоко продуманное и взвешенное.

Взаимовлияние микро- и макроэкономики многократно возрастает в тех  странах, где транснациональные компании являются господствующей формой  бизнеса. Многие сферы управления экономикой, традиционно относящиеся к макроэкономическому уровню, например, налогообложение, ставки процентов по кредитам, валютные курсы и т.д. – становятся «управляемыми» крупными  ТНК, когда речь идет о соблюдении их интересов в каких-то регионах мирового  пространства.

Политика ТНК такова, что более 60 % прямых иностранных инвестиций идет в развитые страны, остальные получают развивающиеся. Причем перечень последних реципиентов нестабилен. Если, например, в 70-е годы КНР фактически не получала прямых капиталовложений из-за рубежа, то в настоящее время она является в этом отношении одной из лидеров. Большой объем иностранных инвестиций позволил Китаю занять значительное место на мировом рынке высокотехнологичной продукции.

Глобализация национальных предприятий неизбежно сопряжена с формированием, упрочнением, реализацией и постоянной корректировкой стратегий маркетинговой деятельности. Маркетинг стал необходимым условием глобализации самих стратегий. Они приобрели мобильность благодаря существенному сопряжению временных горизонтов, а также комплексным исследованиям хозяйственных рынков. Стратегии рыночной деятельности включают в нашем исследовании четыре взаимосвязанных направления действий предприятия.

Все это свидетельствует, что глобализация и связанные с ней процессы  интернационализации и корпоратизация являются приоритетными направлениями развития мировой экономики, которые закономерно влияют на качественное состояние рыночной активности, форм, методов, стиля и функций предпринимательской деятельности интегрирующихся хозяйственных систем. Причем, доминирующими субъектами такой глобализации выступают транснациональные корпорации. С другой стороны, процессы корпоратизация являются чрезвычайно сложными, требуют высокого уровня, нормативно-правовых актов, учитывающих интересы всех сторон. Такие процессы активизировали электронную торговлю, создание виртуальных магазинов и корпораций, а также сами  условия выживания целых отраслей промышленности, например, автомобилестроительной США, текстильной ФРГ, часовой Швейцарии, станкостроительной Беларуси.