Тенденции и особенности рыночной активности в мировой электронной промышленности, страница 13

- проникновение на рынок – 58;

- развитие продукции - 33;

- развитие рынка - 20;

- диверсификация - 5.

Рассматривая эти четыре стратегии, которые, по-нашему мнению, представляют синтез инновационной, деловой и рыночной активности. В. Аурих и Х. Шредер оценили риски и усилия для их реализации следующим образом:

- проникновение на рынок - одна базовая единица затрат;

- развитие продукции - 4 базовых единиц (четырех кратные затраты);

- развитие рынка - 8 базовых единиц;

- диверсификация - 12-16 базовых единиц.

Опираясь на исследования немецких ученых, можно отметить в качестве наиболее вероятно успешной и наименее затратной стратегию проникновения на рынок.

Если обратиться к практике поведения НПО «Интеграл» в 90-е годы на мировом рынке, то она также подтверждает, что проникновение на рынок требует не самой высокой рыночной активности. Значительно сложнее обеспечить наращивание экспорта. Но реализовать решение, диверсифицировать свою деятельность высокотехнологичным предприятиям, как показывает опыт электронной промышленности, несколько легче, чем это следует из оценок В. Ауриха и Х. Шредера.

Для  высокотехнологичных   производств вероятность успеха маркетинговых стратегий рыночной активности имеет несколько отличное от приведенного выше процентное соотношение. Наши эмпирические исследования и экспертные оценки позволяют привести следующие результаты (в %):

- стратегия вхождения в рынок - 30-40;

- стратегия инвестиционного проектирования - 0-50;

- стратегия реинжиниринга бизнес-проектов - 10-70;

- стратегия диверсификации - 20.

Цифрами обозначена вероятность успеха высокотехнологичных предприятий с традиционными технологиями и для стран с переходной экономикой.

Можно выделить следующие  факторы, влияющие на рыночную активность экспортоориентированных предприятий:

- Увеличение или сокращение темпов роста мирового рынка соответствующей отрасли. Это важный фактор, т.к. он влияет на соотношение спроса и предложения, на легкость проникновения на рынок и уход с него, на то, насколько сложно фирме добиться роста объемов продаж.

Уровень инновационной деятельности фирмы. Обладание передовыми методами производства – одно из основных конкурентных преимуществ. Фирма стремится обновлять свои технологии путем организации собственных разрабатывающих центров, покупки лицензий; путем сотрудничества с другими предприятиями и фирмами (Фаундри-бизнес)).

         - Структура затрат на производство продукции и производительность. В отраслях, где важное значение играет экономия на масштабах производства, для предприятий, увеличивающих объем производства, возможно обогнать конкурентов за счет экономии на постоянных затратах, отказа от дорогостоящих программ и проектов и завоевания на основе снижения цен новых рынков. Такая стратегия эффективна, если ценовая конкуренция является главной, выпускаемая продукция стандартна, мало возможностей диверсификации, покупатели в основном крупные и им сложно переключаться с одного продавца на другого.

      -  Влияние изменений в законодательстве и политике правительства. Принимаемые в стране законы и действия правительства могут вызвать крупные изменения в поведении и стратегии фирм, поставляющих свою продукцию на рынки этой страны. Действия правительства по защите своего рынка или по его открытию для зарубежных конкурентов – важнейший фактор в борьбе фирм друг с другом.

Национальные правительства принимают разного рода меры для регулирования международной торговли и деятельности иностранных фирм на рынке своей страны. Они вводят тарифы и квоты, устанавливают местные требования к товарам, произведенным иностранными предприятиями внутри этой страны, регулируют цены на импортные товары. Кроме того, иностранные фирмы могут столкнуться с огромным количеством правил, касающихся технических стандартов, сертификации товаров, предварительного одобрения требующих значительных капитальных затрат проектов, регулирующих вывоз капитала из страны и др. Защищая своих потребителей от некачественных товаров иностранного производства, государство защищает своих производителей от конкурентов импортеров за счет выигрыша во времени, в затратах (стоимость сертификатов ложится на стоимость товаров) и др., что является эффективным инстркментом борьбы с конкурентами.