Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 8

Маршрут перевозки – это целенаправленный путь движения автомобиля от начального пункта погрузки до возврата в него или до конечного пункта разгрузки (в случае разомкнутого пути) с указанием пунктов завоза и вывоза грузов. В зависимости от дислокации автотранспортных предприятий, пунктов производства (отправления) и потребления (назначения), размеров партий грузов, условий и требований на поставки, грузоподъемности ПС грузы перевозятся по различным маршрутам: маятниковым, кольцевым и развозочным.

Маятниковые маршруты используются наиболее широко. На этих маршрутах ПС проходит все погрузочно-разгрузочные пункты (ППП) при движении по одной трассе в прямом и обратном направлении.

На кольцевых маршрутах перевозка грузов осуществляется по замкнутому контуру с последовательной подачей порожних ТС в очередной пункт погрузки.

По маятниковым маршрутам перевозка грузов может осуществляться в одном направлении, в обоих направлениях, в одном направлении и не на все расстояние в обратном направлении.

Маршрут, на котором происходит постепенная разгрузка грузов в пунктах потребления, называется развозочным. Если последовательно проходя погрузочные пункты, автомобиль загружается и завозит груз в один пункт назначения, то маршрут называется сборным; а при одновременном завозе и сборе грузов – развозочно-сборным.

2. Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава

Специфика транспортного производства потребовала создания системы показателей работы ТС. С помощью технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) можно оценить организацию транспортного процесса.

ТЭП используются для планирования, организации перевозок и анализа результатов работы. Эти показатели в абсолютных величинах характеризуют условия эксплуатации и особенности организации перевозок грузов отдельных отраслей производства.

Их можно объединить в следующие группы: парк ПС; время работы ПС; грузоподъёмность ПС; скорости движения ТС; пробег ПС.

2.1. Парк подвижного состава

Парк ПС – это общее количество ТС (активных и пассивных), находящихся в распоряжении предприятия и числящихся на его балансе. Этот парк называется списочным (инвентарным) парком ПС (Аи). Он состоит из ходового парка (Агэ), т.е. технически исправных и готовых к эксплуатации, и некоторого количества ПС, находящегося в техническом обслуживании и ремонте (ТО и Р)

(Ар), т.е.

Аи = Агэ + Ар .

Ходовой парк ПС может полностью находиться в эксплуатации (на ли нии), т.е. Агэ = Аэ, а может часть его простаивать (Ап) по различным причинам

(отсутствие работы, водителей, топлива, бездорожье и т.п.). В этом случае

Агэ = Аэ + Ап   и   Аи = Аэ + Ап + Ар.

Каждая единица ПС находится на предприятии Ди календарных дней, из них Дэ дней эксплуатируется, Др дней находится в ТО и Р и Дп дней – в простое, т.е.

Ди = Дэ + Дп + Др

Для парка пользуются показателем автомобиле-дней (АД) – это сумма всех дней (эксплуатации, простоя, ремонта) по каждой единице ПС. Инвентарные автомобиле-дни можно представить для парка ПС следующим образом:

АДи = АДэ + АДп + АДр

Инвентарный парк не остается постоянным в течение определенного периода (одни ТС списывают и передают (Ас), другие ТС приобретают (Ав)).

Поэтому оперируют среднесписочным инвентарным парком ПС (Аис):

Аи Ди + Ав Дв Ас ⋅ (Ди Дс )

                                                      Аис = ,

Д

где Аи – инвентарный парк ПС на начало периода (года, квартала, месяца);

Ди – календарное количество дней за данный период;

Ав – количество вновь прибывшего ПС за данный период;

Дв – количество дней пребывания вновь прибывшего ПС на предприятии за данный период;

Ас – количество списанных или переданных единиц ПС за данный период;

Дс – количество дней пребывания на предприятии выбывших единиц ПС за данный период.

Это выражение используется для отчетности за прошедший период. Если принять приближенно, что как приобретение, так и списание ТС будет приходиться на середину периода, то

Ав Ас .