Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 12

               Так как   Vт =      ,  а   Vэ =     ,  то  

                                                   Т дв                                  Т н                        Vт           Тн

ношение этих скоростей характеризует использование рабочего времени ПС.

2.5. Пробег подвижного состава

Расстояние, проходимое ТС за определенный период работы, называется пробегом. Он может выполняться ТС с грузом, являясь производительным, т.к. при этом создается транспортная работа, и без груза, который бывает порожним (холостым) и нулевым.

Порожний пробег – это пробег без груза, совершаемый при выполнении транспортных циклов для подачи ПС от места разгрузки к месту погрузки. Он является составной частью транспортного процесса. Нулевой пробег является подготовительным и вызывается необходимостью подачи ТС к месту работы из транспортного предприятия в пункт погрузки и возврата с маршрута на предприятие. Кроме того, к нулевым пробегам относят все передвижения ТС, не относящиеся к транспортному процессу (с маршрута на маршрут, на заправку и т.п.).

Общий пробег за нарядное время (Lсут):

Lсут = Lг + Lх + Σ l0 , где Lг – пробег ТС с грузом, км;

Lх – порожний пробег ТС, км;

Σ l0 – суммарный нулевой пробег ТС, км.

Оценку степени использования пробега осуществляют с помощью коэффициента использования пробега (β). За нарядное время LLсутг = Lг + LLхг + Σl0 ; β =

за ездку

lег

                                                                                           βе =    ,

lе

где lег – пробег с грузом за ездку, называемый длиной груженой ездки, км; lе – длина ездки, км:

lе = lег + lх , где lх – порожний пробег ТС за ездку, км.

При отсутствии нулевых пробегов β за время в наряде и βе будут равны.

Коэффициент использования пробега повышают за счет сокращения нулевых и порожних пробегов путем предварительной работы по маршрутизации перевозок (составления рациональных маршрутов).

3. Производительность подвижного состава

Производительность – это количество перевезенного или планируемого к перевозке тонн груза либо выполненной или планируемой транспортной работы (ткм) за единицу времени (час, смену, неделю, месяц, квартал, год и т.п.).

Производительность за 1 ч называют часовой.

Работу транспортного предприятия оценивают величиной прибыли (П), которую определяют как разность между доходами и затратами:

П = Д – З, где Д – доходы за рассматриваемый период, грн; З – затраты за тот же период, грн.

Прибыль за 1 ч работы находят следующим образом:

Пч = (d - S) . WQ,

где d – доход предприятия, равный тарифу за перевозку 1 т груза, грн/т; S – себестоимость перевозки 1 т груза, грн/т; WQ – часовая производительность ТС, т/ч.

Анализ этого выражения показывает основные пути повышения прибыли – повышение тарифа, что не является рациональным в условиях рынка; снижение затрат и повышение часовой производительности, что рационально в борьбе за клиентуру. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о производительности ПС, выяснив влияние ТЭП на нее.

За ездку ТС может перевести Qе тонн груза:   Qе = qн . γс.   Тогда часовую

qн ⋅ γ с производительность (WQ ,  т/ч) можно найти по формуле    WQ = ,   где

tе tе – время ездки, ч.

lе lег              ,  тогда    tе =       lег              + tпр .   Подставив это tе = tдв + tпр ;    tдв =

                                                               Vт          βе Vт                                                    βе Vт

выражение в формулу часовой производительности, получим

                                                                              qн ⋅ γс            = qн ⋅ γс ⋅βе Vт

WQ = lег + tпр lег + βе Vт tпр . βе Vт

Рассуждая аналогично, получим выражение часовой производительности WР,  ткм/ч. За ездку ТС может выполнить Ре ткм. Ре = qн . γq . lег ,  тогда

WP = Ptее = qнlег⋅ γ q +⋅ltегпр = qнlег⋅ γ+qβ⋅еβ⋅еVтVтtпрlег .

βе Vт

Для выражений WQ и WP значения всех показателей должны быть средние за ездку.