Так как Vт = , а Vэ = , то
Т дв Т н Vт Тн
ношение этих скоростей характеризует использование рабочего времени ПС.
Расстояние, проходимое ТС за определенный период работы, называется пробегом. Он может выполняться ТС с грузом, являясь производительным, т.к. при этом создается транспортная работа, и без груза, который бывает порожним (холостым) и нулевым.
Порожний пробег – это пробег без груза, совершаемый при выполнении транспортных циклов для подачи ПС от места разгрузки к месту погрузки. Он является составной частью транспортного процесса. Нулевой пробег является подготовительным и вызывается необходимостью подачи ТС к месту работы из транспортного предприятия в пункт погрузки и возврата с маршрута на предприятие. Кроме того, к нулевым пробегам относят все передвижения ТС, не относящиеся к транспортному процессу (с маршрута на маршрут, на заправку и т.п.).
Общий пробег за нарядное время (Lсут):
Lсут = Lг + Lх + Σ l0 , где Lг – пробег ТС с грузом, км;
Lх – порожний пробег ТС, км;
Σ l0 – суммарный нулевой пробег ТС, км.
Оценку степени использования пробега осуществляют с помощью коэффициента использования пробега (β). За нарядное время LLсутг = Lг + LLхг + Σl0 ; β =
за ездку
lег
βе = ,
lе
где lег – пробег с грузом за ездку, называемый длиной груженой ездки, км; lе – длина ездки, км:
lе = lег + lх , где lх – порожний пробег ТС за ездку, км.
При отсутствии нулевых пробегов β за время в наряде и βе будут равны.
Коэффициент использования пробега повышают за счет сокращения нулевых и порожних пробегов путем предварительной работы по маршрутизации перевозок (составления рациональных маршрутов).
Производительность – это количество перевезенного или планируемого к перевозке тонн груза либо выполненной или планируемой транспортной работы (ткм) за единицу времени (час, смену, неделю, месяц, квартал, год и т.п.).
Производительность за 1 ч называют часовой.
Работу транспортного предприятия оценивают величиной прибыли (П), которую определяют как разность между доходами и затратами:
П = Д – З, где Д – доходы за рассматриваемый период, грн; З – затраты за тот же период, грн.
Прибыль за 1 ч работы находят следующим образом:
Пч = (d - S) . WQ,
где d – доход предприятия, равный тарифу за перевозку 1 т груза, грн/т; S – себестоимость перевозки 1 т груза, грн/т; WQ – часовая производительность ТС, т/ч.
Анализ этого выражения показывает основные пути повышения прибыли – повышение тарифа, что не является рациональным в условиях рынка; снижение затрат и повышение часовой производительности, что рационально в борьбе за клиентуру. Поэтому целесообразно рассмотреть вопрос о производительности ПС, выяснив влияние ТЭП на нее.
За ездку ТС может перевести Qе тонн груза: Qе = qн . γс. Тогда часовую
qн ⋅ γ с производительность (WQ , т/ч) можно найти по формуле WQ = , где
tе tе – время ездки, ч.
lе = lег , тогда tе = lег + tпр . Подставив это tе = tдв + tпр ; tдв =
Vт βе ⋅Vт βе ⋅Vт
выражение в формулу часовой производительности, получим
qн ⋅ γс = qн ⋅ γс ⋅βе ⋅Vт
WQ = lег + tпр lег + βе ⋅Vт ⋅tпр . βе ⋅Vт
Рассуждая аналогично, получим выражение часовой производительности WР, ткм/ч. За ездку ТС может выполнить Ре ткм. Ре = qн . γq . lег , тогда
WP = Ptее = qнlег⋅ γ q +⋅ltегпр = qнlег⋅ γ+qβ⋅еβ⋅еV⋅тVт⋅t⋅прlег .
βе ⋅Vт
Для выражений WQ и WP значения всех показателей должны быть средние за ездку.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.