Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 18

По способу опрокидывания различают самоопрокидывающиеся кузова (обычно шарнирного типа, опрокидывается кузов под действием веса груза, центр тяжести которого смещен назад относительно шарнира) и с принудительным опрокидыванием.

Применение СПС позволяет полней использовать грузоподъемность ТС, резко сократить время на погрузку-разгрузку, что ведет к увеличению производительности ПС и снижению себестоимости перевозок грузов.

3. Эксплуатационные качества подвижного состава

К основным эксплуатационным качествам ТС относятся: использование габаритных размеров и массы ТС; удобство погрузки-разгрузки; обеспечение качества перевозок грузов; тягово-скоростные качества ТС; тормозные качества; маневренность, управляемость и устойчивость; проходимость.

3.1. Использование габаритных размеров и массы ТС

К основным габаритным размерам относят длину (La), ширину (Ва) и высоту (Н), которые ограничены для общей сети дорог следующими величинами:

Hmax – 4,0 м; Bamax – 2,5 м; Lamax – 12 м для одиночного автомобиля, – 20 м для автопоезда с одним прицепом или полуприцепом, – 24 м для автопоезда с при цепами.

Использование габаритных размеров оценивают          коэффициентом компактностик), который определяется как отношение грузоподъемности ТС к его габаритным размерам, т/м2:

qн ηк = .

La Ba

Можно спроектировать короткобазную машину с большой грузоподъемностью, но это приводит к снижению устойчивости автомобиля. С увеличением грузоподъемности коэффициент компактности растет. Он лежит в пределах 0,1 … 0,5 т/м2.

Кроме того, определяют коэффициент использования габаритных размеровг) как отношение внутренней площади кузова к габаритным размерам ТС:

a b

                                                                                      ηг = ,

La Ba

где а и b – соответственно внутренняя длина и ширина кузова.

Значение ηг лежит в пределах 0,4 – 0,6.

Коэффициент использования массыв) рассчитывается как отношение грузоподъемности ТС к его собственной массе:

qн

                                                                                          ηв = ,

Ga

где Ga – собственная масса ТС, т.

Этот параметр оценивает совершенство конструкции. У современных грузовых автомобилей  ηв ≈ 1,0.   Чем больше qн, тем выше ηв.

Грузовместимость ТС определяется внутренними размерами кузова и объемным весом груза, однако ограничивается грузоподъемностью ТС.


Масса навалочного или штучного груза Ga, которая может быть перевезена ТС:

G = a . b . (h ± h1) . ρ, где a . b – площадь пола кузова, м2; h – высота борта (см. рис. 12), м; h1 – расстояние верхнего края борта платформы до допустимого уровня высоты погрузки, м; ρ - объемная масса груза, т/м3.

h1 - штучный груз h1 - навалочный груз

Рисунок 12

Величина h1 может иметь различные значения. При перевозке ценных навалочных грузов погрузка осуществляется ниже уровня бортов платформы.

Например, для зерна – на 100 ÷ 150 мм. Причем эта величина зависит еще и от дороги. А если малоценный груз, например песок, загружают часто выше. Но вообще при перевозке навалочных и насыпных грузов h1 чаще берется со знаком минус.

При перевозке штучных или тарных грузов величина h1 может быть со знаком плюс до максимальной допустимой габаритной величины 4,0 м от опорной плоскости. Однако, при перевозке штучных и тарных грузов мы не можем полностью использовать площадь пола. Поэтому зависимость примет вид:

G = a . b . (h + h1) . ρ . η , где η - коэффициент использования площади пола кузова.

Если кузов загружается ящиками, контейнерами, то η = 1,0 когда их габаритные размеры кратны ширине и длине кузова. Когда перевозятся мешки, рулоны, бочки, то η < 1,0. Анализ показывает, что значения η находятся в следующих пределах для:

§  ящиков, кип – 0,61 … 0,95;

§  мешков, куль – 0,9 … 0,98;

§  бочек, рулонов – 0,4 … 0,7;

§  бревен, брусьев, дров – 0,7 … 0,96.