Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 10

В течение рабочего дня единица ПС находится в наряде (работе) Тн часов. Это время необходимо затрачивать на выполнение транспортного процес са, т.е. на движение (Тдв) и простой в пунктах погрузки и разгрузки (Тпр). Если возникают простои ПС по техническим и организационным причинам (неисправность ПС, отсутствие груза и т.п.), то это время простоя (Тп) по этим причинам войдет во время в наряде.

Тн = Тдв + Тпр + Тп .

Время работы ПС на маршруте (Тм) находится как

Тм = Тн - Σ tн , где Σ tн – время, затрачиваемое ПС на преодоление суммарных нулевых пробегов, ч:

Σl0

                                                                                                      Σtн = ,

Vт

где  Σ l0 – суммарные нулевые пробеги, км;

Vт – техническая скорость движения единицы ПС, км/ч.

Время работы ТС на линии (Тл), т.е. нахождение его вне предприятия, больше нарядного на время перерыва и отдыха водителя.

Тл = Тн + tотд .

Степень использования нарядного времени оценивают коэффициентом использования рабочего времени р):

Тдв

                                                                                         δ р = .

Т н

Время работы парка на линии оценивают автомобиле-часами (АЧн). Для единицы ПС автомобиле-часы – это сумма всех часов пребывания на линии за Ди календарных дней:

Ди

АЧ н =∑Тнi .

i=1

Для группы ТС или всего парка за Ди календарных дней

                                                                                                    Аи      Ди

АЧ н = ∑∑Тнij .

j=1 i=1

Находят средние значения времени в наряде: для единицы ПС

Ди

Тн = АЧ н = ∑i=1Тнi ;

                                                                                             Дэ                  Дэ

для парка ПС

Аи Ди ∑∑Т

                                                                                       АЧ н         j=1 i=1 нij .

                                                                           Тн =        =

                                                                                       АД э           АД э

2.3. Грузоподъемность подвижного состава

Номинальная грузоподъемность ТС (qн) зависит от его конструкции. ПС АТ характеризуется не только грузоподъемностью, но и грузовместимостью. Грузоподъемность является постоянной величиной для данного типа ПС, а грузовместимость определяется внутренними размерами кузова и может быть различной при одной и той же грузоподъемности.

При организации перевозок стремятся к полному использованию грузоподъемности ПС, что способствует увеличению количества перевозимого груза и снижению затрат на перевозку. Грузы имеют различную объемную массу (от 0,1 до 4,0 т/м3 и более). Поэтому максимальное количество груза, которое может быть погружено в кузов ПС с соблюдением габаритов, зависит в первую очередь от объемной массы груза, его формы и размещения в кузове. В зависи-


мости от объемной массы груза и степени использования грузоподъемности ПС вся номенклатура грузов, как известно, подразделяется на четыре класса.

Степень использования грузоподъемности ПС оценивают статическим и динамическим коэффициентами использования грузоподъемности.

Статический коэффициент использования грузоподъемностис) определяется отношением фактического количества перевезенного груза (Qф) к возможному (Qв) при полном использовании грузоподъемности ПС без учета расстояния перевозки. За ездку единицы ПС

zе q

γc = qф   и за zе:    γc = ∑i=1 qфi ,

                                                                               н                                                       zе qн

где qф – фактическое количество перевезенного груза за ездку, т; qн – номинальная грузоподъемность единицы ПС, т.

Для учета расстояния перевозки, которое существенно влияет на результаты работы ПС, на АТ определяется еще и динамический коэффициент использования грузоподъемностиq). Он равен отношению количества фактически выполненных тонно-километров (Рф) к количеству возможных (Рв) при условии полного использования грузоподъемности ПС.