Транспорт как отрасль материального производства. Характеристика видов транспорта. Классификация автомобильных перевозок, страница 2

Культурное значение транспорта проявляется в обеспечении общения людей (ученых, писателей, музыкантов); в организации конференций, фестивалей, выставок, спортивных соревнований; в обмене культурными ценностями (кинофильмы, пресса и т.п.); в повышении уровня культуры людей.

Военное значение транспорта состоит в том, что он представляет собой материальную базу для передвижения вооруженных сил и их тыловых служб; обеспечивает функционирование оборонной промышленности; входит в виде органической части во многие виды вооруженных сил.

Главной задачей транспорта является своевременное и качественное удовлетворение потребностей государства и населения в перевозках.

2. Характеристика видов транспорта

Единая транспортная система (ЕТС) государства включает следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), воздушный, трубопроводный и автомобильный. Развитие ЕТС предусматривает комплексное развитие всех видов транспорта.

Каждый вид транспорта имеет свои особенности и различаются подвижным составом, путями сообщения, а также техническими средствами и предприятиями, которые обеспечивают их функционирование.

Железнодорожный транспорт – это универсальный вид транспорта, находящийся в эксплуатации на протяжении всего года, имеет большую провозную и пропускную способность, значительную грузоподъемность и пассажировместимость ТС, высокую скорость их передвижений, степень надежности и регулярность перевозок. В структуре этого вида транспорта преобладают грузовые перевозки для различных отраслей производства. Он обслуживает также подъездные пути крупных промышленных предприятий, шахт, элеваторов, баз торговых организаций и т.д.

Основные недостатки железнодорожного транспорта: строительство железнодорожных путей требует больших капитальных вложений; низкий уровень использования вагонов и локомотивов; пропускная и провозная возможности путей сообщения используются неполностью из-за недостатков в поездной работе; большие затраты времени при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Морской транспорт Украины имеет большое значение в транспортной системе стран СНГ, выполняя перевозки грузов и пассажиров между их портами и дальнего зарубежья. Он во внешних сообщениях не только занимается перевозками экспортно-импортных грузов, но и выступает как экспортер услуг, перевозя грузы иностранных фрахтовальщиков.

Он взаимодействует с железнодорожным и речным, если морской порт расположен в устье большой реки. Пропускная возможность его зависит только от оснащения и развития морских портов и от перерабатывающей возможности причальных полос, складских емкостей, механизмов для ПРР.

Незначительные затраты топлива и энергии (сопротивление движению значительно меньше, чем на сухопутных видах транспорта; суда идут кратчайшим путем между портами); небольшие капитальные вложения, так как морские пути являются природными и поэтому они не требуют затрат на их строительство и содержание, и все это снижает транспортные расходы. При перевозках в большом каботаже (между портами различных морских бассейнов: Черноморско-Азовского и Средиземноморского) себестоимость перевозок в несколько раз ниже, чем на железнодорожном транспорте.

Недостатки морского транспорта следующие:

− зависимость от природно-климатических условий (ветер, туман, осадки и т.п.);

− необходимость создания на морском побережье сложного портового хозяйства;

− ограничения использования этого вида в прямых морских сообщениях;

− перевозки в малом каботаже менее эффективны, чем по железной дороге.

Речной транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по внутренним водным путям, как природным (рекам, озерам), так и искусственным (каналам, водохранилищам, шлюзованным участкам рек). Он обладает большой провозной возможностью на глубоководных реках (возможность р. Волги большая, чем двух путная железная дорога). Средняя себестоимость перевозок грузов близка к железнодорожной, а пассажиров – выше в 1,5 – 2 раза. Однако перевозки нефти и нефтепродуктов в нефтеналивных судах в 3 раза, а крупного леса – в 5 раз дешевле, чем по железной дороге.